Петербургский Уполномоченный обсудила со своими юными помощниками проблему, которая волнует все поколения родителей: почему с подростками так трудно?
ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ПОДРОСТКИ…
«Сегодня нам предстоит разобраться, какой он - современный подросток, - начала разговор Светлана Агапитова. - Мы хотим с вашей помощью составить рекомендацию для родителей, чтобы они знали, как общаться с взрослеющими детьми, чтобы в семье всегда царили мир и взаимопонимание».
В 10-14 лет каждый ребенок вступает в возраст, который считается переходным периодом между детством и взрослостью. Начинается перестройка тела и активный рост всех систем организма, серьезные трансформации гормонального фона и эмоциональной сферы. Это, с одной стороны, приводит к улучшению памяти, логического мышления и интеллектуальных способностей - ребенок становится умнее и взрослее. Но с другой стороны, появляются склонности к рискованному поведению, перепады настроения, вспышки агрессии, с которыми подросток не справляется. Не из вредности - просто области мозга человека, отвечающие за самоконтроль, в этом возрасте еще не полностью сформированы. Психолог Лоуренс Стейнберг сравнил жизнь подростка с управлением автомобилем, у которого чувствительная педаль газа и очень плохие тормоза.
Одна из самых важных задач этого возраста - понять себя и найти свое место в обществе. Поэтому у подростков на всё есть собственное мнение и взгляды, и они критически относится к тому, что раньше не вызывало раздумий. Еще недавно послушный ребенок начинает грубить, не хочет учиться, не слушается, не помогает по дому и вообще неправильно себя ведет. Родителям сложно принять эти перемены, и в доме начинается разлад.
Однако каждая семья проходит этот непростой период по-своему: одни вообще не замечают никакого кризиса, другие портят отношения на всю жизнь. Поэтому очень важно понимать, как обойти острые моменты. Как обычно, перед заседанием был проведён опрос среди петербургских школьников. В этот раз в нём приняли участие 589 человек от 11 до 17 лет. В анкете было 7 вопросов, на каждый предлагалось несколько вариантов ответа и возможность дать собственный.
Почему подростки врут?
Для начала Уполномоченный решила разобраться, почему дети обманывают своих родителей. В анкете значились такие варианты: «чтобы избежать наказания», «чтобы угодить собеседнику», «боятся, что их правду не примут», «потому что иногда это проще или выгодней», «потому что хотят оправдать/защитить себя или кого-либо». Некоторые школьники признались, что обманывают, чтобы родители волновались и нервничали. 190 ребят считают, что подростки врут, так как стыдно сказать правду. Однако самым популярным ответом, который выбрали 295 школьников, был такой: подростки обманывают, потому что боятся последствий.
- Ведь рано или поздно правда все равно станет известной. Зачем тогда её скрывать? - спросила своих помощников Светлана Агапитова.
- Все врут. Тот, кто говорит, что он никогда не врёт - самый большой лжец, - уверенно сказал Антон.
- А как живется человеку, который уверен, что все вокруг врут? - задала вопрос Татьяна Яничева.
- Непросто, - хором ответили они.
- Да, - согласилась психолог. - Многие же из нас мечтают о дружбе, о любви, хотят выстроить близкие, доверительные отношения. Но если человек вообще не верит людям, то такая ситуация в принципе невозможна. Как кому-то доверять, если все врут? Кроме того, такая позиция - хорошее оправдание, чтобы врать самому: «Все же врут, поэтому и я вру».
- Я не вру, я просто не говорю, как есть, - начали рассуждать ребята.
- А я стараюсь уйти от неприятного ответа.
- А я не вру, а просто недоговариваю. В этом вопросе лучше недоделать, чем переделать, - подхватили товарищи. - Потому что мы знаем, чем это грозит.
- Что нужно делать, чтобы дети не боялись говорить родителям правду? - спросили ребят взрослые.
- Нужно, чтобы отношения были доверительными, - ответили дети.
Доверие - это сложная и хрупкая субстанция, которая долго создаётся и легко разрушается. Если ребенок доверяет маме тайну, а она рассказывает о ней своим подругам, пропадает доверие - делиться больше не хочется. Когда сын подходит к отцу за советом, а он его отправляет учить уроки - желание идти на контакт пропадает.
Но нередки и обратные ситуации. Например, родители по просьбе ребенка перестают проверять его оценки, а он в конце года приносит кучу двоек. Родители перестают доверять и начинают контролировать, что детям, конечно, очень не нравится. Поэтому, чтобы отношения были доверительными, нужно усилие обеих сторон.
- Кстати, сейчас родители могут следить за оценками ребенка через электронный дневник. Это вам мешает жить? - спросила Уполномоченный.
- Нет! - ответили девушки. - Он убирает повод для лжи - про успеваемость в школе обманывать не приходится.
- Почему это убирает? - пошутили юноши. - А как же: «Мама, я всё исправлю»?
- Вот так и теряется доверие, - рассмеялись взрослые.
Ребята признались, что им проще соврать, чем объясняться потом с родителями. Обманывают чаще всего по мелочи, потому что предвидят реакцию и стремятся ее избежать. Но умение говорить правду - это, как раз то, что характеризует взрослого человека. «Быть честным - страшно в тот момент, когда ты это говоришь. Зато потом легче живется», - отметила Татьяна Яничева.
Почему подростки не хотят учиться?
Одна из самых частых претензий родителей - подростки не хотят учиться. Судя по ответам, которые давали юные петербуржцы, причина этого кроется в школьной обстановке: учиться слишком сложно или скучно и неинтересно. «Неправильная система образования», «не остаётся времени на жизнь» «лень рано вставать, но надо», «не видят в этом смысла, не заинтересованы» - так описывали подростки свое отношение к школе. Правда, надо отметить, что были и те, кто признавался, что любит учиться.
Больше всего голосов (276) собрал ответ «не хочется учиться, потому что лень делать домашние задания, а без них ставят двойки».
- У нас в стране очень много теории, а мои друзья, которые учатся в Англии, рассказывают, что им дают возможность всё пощупать, посмотреть. Так и понятнее, и интереснее, - поделился мыслями Василий.
Очень удивило Светлану Агапитову, что эксперты Детского совета, которые учатся в школах разных районов города, признались, что эксперименты сейчас либо проводит учитель, либо вообще никто не проводит.
- А как же лабораторные работы? - уточнила Уполномоченный.
- Мы пишем 4 страницы «лабораторной», в которой рассказываем то, что мы никогда не делали, - откровенничали дети.
К сожалению, многие ребята (10% опрошенных) признались, что не хочется ходить в школу, потому что их там обижают. И Детский совет пояснил: учителя никак не помогают решать возникающие в классе конфликты. Распространенная позиция многих современных педагогов: «На моем уроке ведите себя нормально, а за дверью делайте, что хотите». Взрослые могли бы остановить травлю, но даже классные руководители не хотят в этом участвовать. Более того, участники анкетирования признавались, что «учителя зачастую ведут себя агрессивно», очень давят.
Еще одна претензия к педагогам - скучная подача материала. Так ответили 185 ребят. «Если учитель сам не очень увлечен своим предметом, то и не может заинтересовать учеников», - сказала Карина. Взрослые объяснили: даже если учитель очень хороший, в каждом предмете есть скучная составляющая. Например, в математике нужно просто решать примеры, в русском - писать много упражнений.
- Ну, давайте честно, - предложила Александра. - Если у нас будет альтернатива: лечь посмотреть видео или сделать уроки, мы выберем первое. Даже если очень интересно учитель рассказывает. Проблема не в образовании, а в подходе. Надо объяснять ребенку, что это ОН ДОЛЖЕН учиться, а НЕ ЕМУ ДОЛЖНЫ дать знания. Если получил двойку - тебе и исправлять, это твоя проблема, а не родителей. Контроль только рождает конфликты и безответственность, - уверена она.
- Если ты хочешь учиться, то ты всё выучишь, и еще будешь заниматься дополнительно, - согласился Даниил.
- Учиться сложно, потому что каждый учитель считает, что его предмет - самый важный и задаёт гору всего, - честно признались ребята. - А когда надо выучить одновременно историю, обществознание, русский, математику, биологию, то просто взрывается мозг. Поэтому приходится выбирать: то, что нужно для сдачи ЕГЭ, учим, а на остальные уроки ходим «как-нибудь», по остаточному принципу.
- Зачем историку учить математику? И вообще, большая часть того, что мы учим в школе, нам ни разу в жизни не пригодится, - рассудили ребята.
Этим «вечным вопросом» задаются школьники всех поколений, и жизнь подтверждает данный тезис.
- А знаете, чему на самом деле вас учит школа? - спросила ребят Татьяна Яничева. - Она учит хорошо делать то, что делать не хочется. Даже в самой любимой работе, выбранной по призванию, половину времени придется делать то, что не хочется делать. И в самостоятельной жизни взрослых людей есть то, что скучно и неинтересно. Но это надо делать, без этого никак. Этому вы учитесь, когда делаете скучные домашние задания. Сначала это трудно, зато потом легче жить.
Почему подростки агрессивны?
Агрессию можно разделить на два вида. Первая - это «оборонительная» агрессия, которая помогает человеку выжить. Она «просыпается», когда человеку грозит опасность или неприятность, а потом стихает. Вторая - «разрушающая» агрессия, цель которой нанести вред другому человеку, предмету или самому себе.
Василий привел в пример случай, когда он стал спорить с учителем, который в первую неделю сентября провел контрольную по вопросам ЕГЭ. Все одноклассники написали тест плохо, потому что за лето многое забыли. После резкого выступления Василия учитель согласился провести переписывание, и через месяц результаты у всех были значительно лучше. «Я не сдержал эмоций, зато защитил себя и одноклассников», - признался школьник.
Судя по ответам анкеты, чаще всего вспышки агрессии возникают потому, что ребята не могут справиться с сильными эмоциями - так считает 328 человек. 162 человека признались, что агрессия - способ привлечь внимание окружающих, 137 ребят уверены подростки не понимают, что агрессия - это плохо, а 41- подражают родителям.
Татьяна Яничева рассказала, что нет «хороших» и «плохих» эмоций, их не делят на те, которые можно испытывать и которые нельзя. Эмоции испытывают все, но проявляют их по-разному. Например, один, когда его что-то разозлит, пойдёт в комнату, будет бить подушку, сходит в душ или выйдет прогуляться. А второй нагрубит, пнёт слабого, что-то сломает. Это зависит от того, может ли подросток себя контролировать, и считает ли он вообще нужным это делать.
Почему подростки уходят из дома?
Ежедневно в полицию Санкт-Петербурга поступает 4-6 сообщений о пропаже ребенка. Обычно ребята находятся в течение трех суток, но иногда поиски длятся намного дольше.
Вечером 31 декабря прошлого года 14-летняя петербурженка Арина ушла поздравить подругу с Новым годом и домой не вернулась. Девочка взяла с собой деньги и документы, а родителям оставила записку, в которой просила её не искать. Почти 10 месяцев об Арине никто ничего не слышал. Многие думали, что она погибла, возбудили уголовное дело по статье «Убийство». Но в начале октября девочка вернулась домой. Объяснила свой уход тем, что ей захотелось самостоятельности.
«Есть ли среди вас или ваших знакомых те, кто периодически убегает из дома?», - спросила своих советников Уполномоченный. Олеся рассказала, что у неё есть подруга, которая иногда по нескольку дней живет у неё. Но родители знают, где их дочка, и не волнуются. Это происходит потому, что в семье постоянно возникают конфликты, а у друзей «никто не пристает».
Участники Детского совета предположили, что подростки уходят из дома, потому что надеются, что родители соскучатся, пожалеют о своих действиях и начнут больше ценить своих детей.
- Если ребенок убегает из дома и скрывается, вряд ли родители будут его больше ценить, - заметила Татьяна Яничева. - А вот доверие к нему упадет до минимума.
- Даже за хлебом в магазин не отправят, - согласились ребята.
Судя по результатам проведенного опроса, дети уходят из дома, потому что им не разрешают общаться с друзьями (15%), потому что дома обижают (26%), потому что хотят приключений (33%). Но самая популярная причина побегов (35%) - дома заставляют соблюдать правила, делать уроки.
Полное отсутствие контроля за подростком может привести к серьезным неприятностям. Подростки очень подвержены влиянию, и важно уберечь их от «плохой» компании и неверных шагов. Родители понимают риски переходного возраста, поэтому им приходится вводить правила и ограничивать свободу. Но зачастую дети соглашаются с этой необходимостью лишь тогда, когда сами становятся родителями.
Почему подростки пьют, курят и матерятся?
Ежегодно около 700 юных петебуржцев привлекаются к административной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением алкоголя, табака и наркотиков. В прошлом году 55 подростков были госпитализированы с отравлением вредными веществами, двоих спасти не удалось, они погибли.
На вопрос о причине пагубных привычек, Детский совет ответил: «Они думают, что, когда курят и пьют, выглядят взросло. Но на самом деле они губят себя». При этом у каждого участника заседания нашлись знакомые, которые имеют вредные привычки.
По опросу, помимо подражания взрослым (226 ответов), дети курят, чтобы не выделяться из компании и не быть «белой вороной» (247 ответов). Также подростки впадают в зависимости, потому что «не могут развлекаться иначе», им «надоело терпеть этот мир», «нет идеологических соображений, которые препятствовали бы этому», они «ищут в этом утешение», «пробуют, им нравится, потом привыкают». 78 человек считают, что некоторые курят и пьют потому, что не могут бросить. И они правы.
Врачи предупреждают: в подростковом возрасте зависимости формируются очень быстро. Сначала подросток пробует за компанию, а потом этот допинг становится ему необходим. Поэтому самый надежный способ избежать привыкания - не пробовать сигареты, алкоголь, и тем более, наркотики.
Рассуждая о причинах использования ненормативной лексики, подростки признались: мат - помогает выразить эмоции. Так считают многие участники Детского совета и еще 256 школьников. 183 человека ругаются, потому что так принято в компании, а 42 - в подражание родителям. Анкетируемые предлагали и другие варианты, например: «мат - это крик души», «он добавляет красочности речи», «матерятся, чтобы показаться крутым». Мат - тоже своего рода «вредная привычка». Так считают 256 опрошенных школьников.
- Мат между друзьями - это часть общения. Без него никак не обойтись, но надо знать, где его употреблять, - высказалась мужская часть Детского совета.
А женская половина с ними не согласилась:
- У меня уши вянут от таких разговоров. Я не общаюсь с теми, кто матерится, - призналась Алина.
Как объяснила Татьяна Яничева, люди испытывают напряжение, когда в их речи возникают паузы. Кто-то заполняет их словами-паразитами «как бы», «типа», «так сказать» и так далее. А кто-то использует мат. В любом случае, культурный человек должен следит за своей речью, и избегать как слов-паразитов, так и нецензурной лексики.
Для чего подросткам карманные деньги?
Как показал опрос, большинство детей (270 ответов) откладывает карманные деньги, чтобы накопить на что-то крупное. Также популярными оказались варианты «почувствовать свободу» (179 ответов), учиться планировать расходы (162 ответа) и покупать то, что не купят родители (124 ответа).
Светлана Агапитова предложила Детскому совету ситуацию: «Вы сейчас по дороге к метро найдете 5 тысяч рублей, на что их потратите?» Многие участники Детского совета тоже отложили бы эти деньги, а кто-то даже начал инвестировать. Ребята также порадовали бы себя обновками, походом на концерт, поездкой в Москву или вечеринкой с друзьями. Кто-то был готов поделиться находкой с родителями или помочь им оплатить крупную покупку.
Почему подростки ходят на митинги?
Не смогла Уполномоченный обойти тему митингов - столь актуальную среди подростков в последнее время. Светлана Агапитова спросила помощников, слышали ли они про Грету Тунберг? Эта 16-летняя шведская школьница вдохновила подростков всего мира на забастовки в защиту климата. Теперь дети многих странах по пятницам вместо уроков выходят на улицы и устраивают митинги. А месяц назад Грета выступила на саммите ООН, где обвинила мировые правительства в игнорировании экологических проблем.
- А вы бы так смогли? - задала ребятам вопрос Уполномоченный. Они признались, что пока не видят причин для такой борьбы.
На вопрос анкеты, почему подростки ходят на митинги, школьники ответили по-разному. 239 человек предположили, что так они выражают свою гражданскую позицию. Но варианты «интересно посмотреть», за компанию с друзьями, вместе с родителями набрали в общем 399 голосов. То есть тех, кто участвует в собраниях без понимания причин и последствий, значительно больше.
Среди ответов прозвучали осуждения: ходят туда «из-за глупости», «влияние старших», «стадный рефлекс», «хотят казаться взрослыми, не понимая за что борются». Были и крайне противоположные варианты: «им надо выражать протест», «они боятся за будущее», «нынешняя власть не даёт свободы и выпускает непростительно бесчеловечные законы», «есть свободномыслящие подростки, которые идут на митинги по своим соображениям». А около десятка ребят признались, что вообще не знают, что такое митинг и зачем на них нужно ходить.
- Подростковому возрасту присущи протестные настроения: против образования, родителей, политической системы. И желание выйти на митинг - это демонстрация протестного поведения или стойкая гражданская позиция? - спросили у ребят взрослые.
- В Конституции написано, что человек может собираться и высказывать свое мнение. Если они хотят протестовать против законов, почему это им нельзя? - уточнил Василий.
Ребятам вспомнились протесты по отношению к Пенсионной реформе, но что именно в ней вызвало возмущения, объяснить не смогли.
- Борьба за справедливость - всегда такая. «Вы неправы, и всё!», - резюмировали ребята.
Светлана Агапитова напомнила, что даже в Конвенции о правах ребенка закреплено право выражать свое мнение. Но делать это нужно в рамках законодательства. Уполномоченный объяснила ребятам, чем грозит участие в несанкционированных забастовках: участников таких мероприятий задерживают и доставляют в отделение полиции. Если за ними в течение трех часов не приедут родители - их помещают в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Потом ребенка и его родителей вызывают на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних, выписывают штраф, а информацию о правонарушении вносят в полицейскую базу, где она хранится всю жизнь. Эта запись может помешать поступлению в хороший вуз, а потом - устроиться на работу.
Завершая разговор, Светлана Агапитова напомнила, что в большинстве своем взрослые готовы идти навстречу подросткам. Ведь их главная забота - чтобы детям было хорошо, а основная задача родителей и учителей: научить детей всему, что им пригодится в самостоятельной, взрослой жизни. Ребята должны постараться отнестись к этому с пониманием и не воевать с родителями.
«Проблемы отцов и детей были всегда, это нормально, - сказала Татьяна Яничева. - Противоречие между поколениями неизменны, но каждое время добавляет свои нюансы. Сейчас, например, эпоха интернета и недостоверной информации, которая несёт свои серьезные риски. Очень важно, чтобы родители и дети не только настаивали на своей позиции, но и учились слушать друг друга».
«Главное, что должно спасать семью во время любых ссор - это любовь и уважение», - резюмировала Уполномоченный.