Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Т.Е. Вежевич приняла участие в IX региональных Рождественских образовательных чтениях

26 ноября 2019 года

69

И.о. Уполномоченного по правам ребенка в РБ Т. Вежевич приняла в IX Региональных Рождественских образовательных чтениях, посвященных 10-летию Улан – Удэнской и Бурятской епархии, и выступила перед участниками.

В докладе детским омбудсменом представлен исторический аспект развития религии, связывая 10 - летний этап становления и развития Улан – Удэнской и Бурятской епархии как часть многолетнего пути православия на планете Земля.

Религия зародилась почти на заре человеческого общества, если быть точнее - на более высокой ступени первобытнообщинного строя. И двух тысячелетняя история развития религии привела к тому, что в настоящее время сформировались устойчивая религиозная система.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которые оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. «Безрелигиозных» народов всемирная история не знает», - подчеркнула Т. Вежевич

В Бурятии как многонациональном поликонфессиональном регионе несмотря на сложный этнический и конфессиональный состав населения, межрелигиозная веротерпимость позволяет решать многие социальные проблемы.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Система религиозных обрядов, ритуалов, действий прочно вошла в жизнь человека. Каждый из нас сталкивается с ними ежедневно – рождение человека, свадьбы, похороны, принятие сложных решений, болезнь человека и т.д.

Далее, детским омбудсменом освещены ключевые моменты развития религии и ее роли в обществе. В истории развития общества были периоды, когда религия являлась его доминирующей духовно-организующей силой в обществе. Ярким примером является духовная диктатура церкви в средневековой Европе, духовная опора в дореволюционной России, христианский социализм во Франции, Германии, Англии и других странах. В условиях социализма церковь была отделена от государства, а религия становится частным делом каждого гражданина.

Но деятельность религиозных систем, даже в условиях секуляризации, никогда не прекращалась. Историческим фактом является то, что в социальном плане религии функционировали не только как репрессивные, регрессивные, реакционные, но и как освобождающие, оптимистичные, человечные системы.

Развитие российского общества с момента его зарождения тесно связано с христианством. Важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество играла русская православная церковь. Православная вера во все времена подпитывала патриотизм россиян.

Для православного человека отказ от воинской службы по мотивам веры всегда был немыслим. Взаимодействие армии и русской православной церкви имеет давние исторические корни. Русские воины шли в бой «за веру, царя и отечество», для них вера всегда была одним из главных элементов на пути к победе. Русские дружинники не случайно назывались «христолюбивым воинством». Известный публицист и философ С.Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой». Определяя войну вообще как несомненное зло, церковь объявляет войны в защиту Отечества священными.

Церковные служители не раз проявляли высочайший патриотизм в годы суровых испытаний. В годы Первой мировой войны на фронтах было более 5000 священнослужителей, около 2000 из них получили различные награды и поощрения.

Особо ярко патриотические чувства представителей различных религий проявились в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда на защиту Отечества выступили все религиозные конфессии. Именно Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. кардинально изменила отношение государства к религии. Государство осознало духовное влияние церкви на народные массы, и было вынуждено сделать конкретные шаги по признанию роли религии в жизни народа и страны.

Анализ исторических событий показал, что призывы церкви за Святую Русь ярко проявлялись в практической деятельности. В 1941 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился к священникам с патриотическим посланием встать на защиту Отечества. Через четыре дня в Богоявленском соборе в Москве состоялся молебен о победе русского воинства. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Патриарх всея Руси Сергий был удостоен четырех орденов Красного Знамени за свой вклад в победу над врагом.

В 1943 году в Госбанке СССР открыт специальный счет Русской православной церкви для сбора пожертвований на нужды обороны страны. Через год на нем насчитывалось около 150 млн. руб. На деньги церкви построены танки для полка «Дмитрий Донской», самолеты для эскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».

Роль религии на современном этапе развития общества становится значимой. Существующие реалии не позволяют избежать влияния церкви на формирование общественного и индивидуального сознания, чувства людей. Более того, изменившаяся позиция религии во многом способствует объединению людей для решения острых социальных проблем.

Поэтому, сегодня очень важно формировать духовность и нравственность в обществе, и мы все прекрасно понимаем, что эти ценности закладываются с детства.

Каждая из религий имеет громаднейший опыт воспитания, накопленный ни одним столетием. И поэтому, сегодня мы просто обязаны использовать потенциал религиозных конфессий для оздоровления общества, в первую очередь сохранение нравственного, психического, физического здоровья подрастающего поколения. Институт Уполномоченного по правам ребенка с момента его создания, привлекает ресурс религиозных культур в систему защиты прав детей, занимая нишу координатора совместной правозащитной деятельности всех ее субъектов. Совместно с представителями религиозных конфессий мы постоянно поднимаем вопросы духовно – нравственного воспитания детей на родительских собраниях и встречах, круглых столах. Мы ведем совместную работу по укреплению семьи и формированию общечеловеческих ценностей.

Значимую роль в рассмотрении обращений граждан и анализе чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними (факты вандализма, аморальный образ жизни взрослых, проблемы алкоголизма и наркомании) играет мнение священнослужителя.

Завершая выступление, Т. Вежевич еще раз подчеркнула огромную жизнеутверждающую роль религии в духовно – нравственном становлении человека, неоценимый воспитывающий потенциал религиозных конфессий и выразила готовность к совместной работе по вопросам защиты детей и семьи в Республике Бурятия, развитию православного образования, взаимодействию по вопросам духовно – нравственного воспитания и просвещения, пожелав епархии дальнейшего поступательного развития.