В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности право братьев и сестер на обучение в одной школе закреплено законом; усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере; Минтруд России, Минстрой России и Минпросвещения России будут издавать обязательные для исполнения субъектами РФ методические указания по осуществлению переданных полномочий в социальной сфере и др.
В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности право братьев и сестер на обучение в одной школе закреплено законом; усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере; Минтруд России, Минстрой России и Минпросвещения России будут издавать обязательные для исполнения субъектами РФ методические указания по осуществлению переданных полномочий в социальной сфере; Рособрнадзором разъяснен порядок соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности в условиях медицинской организации; утвержден порядок и условия обеспечения детей в возрасте до шести лет из малоимущих семей лекарственными препаратами для лечения острых респираторных вирусных инфекций и бронхолегочных заболеваний и др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Утвержден федеральный бюджет на 2020 - 2022 годы.
Доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,379 трлн рублей, из них нефтегазовые доходы ожидаются в объеме 2,333 трлн рублей. Расходы запланированы в размере 19,503 трлн рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета 2020 года составит 876,051 млрд рублей. Инфляция на 2020 год спрогнозирована на уровне не выше 3%.
В плановом периоде 2021 - 2022 годов при увеличении общего объема доходов профицит бюджета будет постепенно снижаться до 612,504 млрд рублей в 2021 году и до 294,959 млрд рублей в 2022 году. Инфляция в этом периоде прогнозируется на уровне 4 процентов.
Помимо прочего Закон предусматривает особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.
Так, в 2020 году размер материнского (семейного) капитала составит 466 617,0 рубля.
Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, предусмотрен в сумме 288 410,0 рубля.
С 1 января 2020 года размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, составит 1,03.
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2020 год предусмотрена в размере 9 311,0 рубля.
Кроме того, предусмотрен размер индексации в размере 1,03:
с 1 января 2020 года - размера пособий детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ, и сотрудников некоторых иных федеральных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы;
с 1 февраля 2020 года - ежемесячного пособия детям, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 6 Указа Президента РФ от 26 января 2012 года № 110 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета РФ, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей».
2. Федеральный закон от 02.12.2019 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Право братьев и сестер на обучение в одной школе закреплено законом.
В статью 54 Семейного кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье» внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
В этой же статье поправками также закрепляется право ребенка на образование.
3. Федеральный закон от 02.12.2019 № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере.
Федеральным законом установлена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Указанное нарушение повлечет наложение штрафа: на граждан - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.
Предусмотрена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения, а также за повторное совершение следующих правонарушений:
неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет;
распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных СМИ;
нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию;
неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.
4. Федеральный закон от 02.12.2019 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации»
Минтруд России, Минстрой России и Минпросвещения России будут издавать обязательные для исполнения субъектами РФ методические указания по осуществлению переданных полномочий в социальной сфере.
В связи с этим внесены соответствующие дополнения в Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и в ряд других.
5. Федеральный закон от 02.12.2019 № 413-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Уточнен перечень лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти от несчастного случая на производстве или профзаболевания.
Согласно новой редакции указанного перечня, родителям застрахованного лица, погибшего в результате наступления страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставляется равное с детьми застрахованного право на получение страхового возмещения. Выплата указанным лицам будет производиться в равных долях.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, за исключением случаев, когда единовременная страховая выплата произведена лицам, имеющим право на ее получение.
6. Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Подписан закон, предусматривающий практическую подготовку обучающихся и иные изменения в сфере образования.
Федеральным законом, в частности:
- вводится понятие практической подготовки обучающихся, закрепляются нормы о ее организации;
- корректируются требования к содержанию договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ;
- уточняется, что Минпросвещения России утверждает порядок формирования федерального перечня учебников начального, основного и среднего общего образования, а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного перечня;
- предусматривается заключение договоров аренды (безвозмездного пользования) в отношении государственного (муниципального) имущества образовательных организаций без проведения конкурсов или аукционов, если договор заключается с организацией в целях использования имущества для проведения научных исследований или практической подготовки обучающихся.
Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
7. Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 № 1554 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864»
По состоянию на 1 января 2020 года закреплены нормативы финансовых затрат на соцпомощь по обеспечению лекарствами, санаторными путевками и бесплатным проездом.
На указанную дату норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего социальную помощь в виде набора соцуслуг, составляет:
860,6 рубля - в части обеспечения по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
133,1 рубля - в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение;
18,9 рубля - в части предоставления проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
105,3 рубля - в части предоставления бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
По состоянию на 1 января 2020 г. применяется стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации: в размере, не превышающем 1247,7 рубля (для граждан, имеющих право на получение данной соцпомощи, и для лиц, сопровождающих инвалидов); в размере, не превышающем 1951,5 рубля (для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга).
Внесены уточнения в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению указанной государственной социальной помощи и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению данных социальных услуг (в том числе утверждены новые формулы расчета).
8. Приказ Минпросвещения России от 18.09.2019 № 498 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей и по организации отдыха детей и их оздоровления». Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2019 № 56584.
Определены правила конкурса на получение субсидий юридическими лицами и ИП, содействующими развитию дополнительного образования детей и организующими отдых детей и их оздоровление.
Субсидии предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.2019 № 968 в рамках подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» госпрограммы «Развитие образования».
Конкурс проводится Минпросвещения России не реже одного раза в год. Министерство не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок размещает на своем сайте объявление о его проведении и конкурсную документацию.
Для участия в конкурсе организации представляют в Министерство оформленные в соответствии с конкурсной документацией заявки (один экземпляр на бумажном и электронном носителях непосредственно или по почте) с приложением необходимых документов.
По результатам оценки каждой заявке присваиваются баллы от 0 до 100. В соответствии с итоговыми баллами составляется рейтинг заявок. По итогам конкурса заключается соглашение о предоставлении субсидии.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой гражданки А.»
Конституционный Суд РФ не нашел нарушений в действующей процедуре помещения несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания.
Не противоречащими Конституции РФ признаны подпункт 4 пункта 2, подпункт 2 пункта 3, абзац второй пункта 4 и пункт 6 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поскольку они предполагают, что вопрос о помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел решается в состязательном процессе, позволяющем стороне воспользоваться правом на получение квалифицированной юридической помощи, высказывать свои доводы, опровергать представленные материалы, а суду - оценить их и принять решение, в том числе констатирующее возможность, необходимость и соразмерность временного ограничения свободы несовершеннолетнего, после тщательного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, касающихся как совершения им общественно опасного деяния, за которое при достижении установленного законом возраста наступает уголовная ответственность, так и наличия угроз его жизни или здоровью либо рисков совершения им повторного общественно опасного деяния, притом что эти риски и угрозы могут быть предотвращены путем его помещения в такой центр, а законность и обоснованность данного судебного решения могут быть проверены вышестоящим судом, в частности по заявлению несовершеннолетнего или его представителей.
Также не противоречащими Конституции РФ признаны пункт 1 статьи 1070 и абзац третий статьи 1100 ГК РФ, поскольку они предполагают возмещение несовершеннолетнему вреда, в том числе морального, независимо от вины должностных лиц правоохранительных органов и суда в случае признания незаконным его помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
10. Письмо Рособрнадзора от 28.11.2019 № 02-194 «О лицензировании образовательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией в условиях медицинской организации»
Рособрнадзором разъяснен порядок соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности в условиях медицинской организации.
Согласно закону об образовании обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы, может быть организовано школами на дому или в медицинских организациях.
Отмечается, что специфика осуществления образовательной деятельности в этих условиях не позволяет в полном объеме выполнять отдельные лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности. При этом в случае получения обучающимся, находящимся на длительном лечении, образования на дому лицензионные требования к жилой площади, на которой проживает ребенок, не предъявляются и жилой объект лицензированию не подлежит. В связи с этим Рособрнадзор считает возможным рассматривать обучающихся, находящихся на длительном лечении и получающих образование в медицинских организациях, как обучающихся, получающих образование на дому.
Порядок оформления отношений школы и родителей таких обучающихся в части организации обучения на дому или в медицинских организациях определяется региональным нормативным правовым актом.
11. Письмо Минобрнауки России от 18.10.2019 № 03/15463-О «О рассмотрении обращения»
Выселение обучающихся из общежитий осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2013 № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Договор найма жилого помещения в общежитии может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. В случаях расторжения или прекращения договоров найма граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Договор найма жилого помещения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке при невнесении нанимателям платы за помещение в течение более 1 года, разрушении или систематическом повреждении помещения или при систематическом нарушении прав соседей. При расторжении договора с указанными гражданами им предоставляется другое благоустроенное жилое помещение в пределах того же населенного пункта.
Таким образом, принятие решения о выселении из общежития обучающихся осуществляется на основании и в порядке, определенных локальным актом образовательной организации, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями Закона об образовании и жилищного законодательства РФ.
12. Информация ФНС России «Завершился переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости»
С 2020 года для исчисления налога на имущество физических лиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость.
Для снижения налоговой нагрузки НК РФ предусматривает следующее:
для жилых домов, квартир и комнат необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 50 кв. м, 20 кв. м и 10 кв. м соответственно;
для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, налоговые вычеты увеличены на 7 кв. м по жилому дому и 5 кв. м по квартире или комнате на каждого несовершеннолетнего ребенка;
в первые три года при расчете налога применяются понижающие коэффициенты: в первый год - 0,2, во второй - 0,4 и в третий - 0,6;
начиная с третьего года применения кадастровой стоимости сумма налога не может вырасти более чем на 10% (исключение - объекты торгово-офисного назначения);
для отдельных категорий физлиц действуют льготы, освобождающие их от уплаты налога по одному объекту налогообложения каждого вида, неиспользуемому в предпринимательской деятельности.
13. Информация Роспотребнадзора «О существующей практике истребования справок, разрешающих посещение бассейна»
Роспотребнадзор подтвердил право собственника бассейна требовать предоставления справки, разрешающей его посещение.
Разъясняется, что в соответствии с п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» справка лечебно-профилактического учреждения, разрешающая посещение бассейна, необходима при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемической ситуации в данном населенном месте (городе, районе) по заболеваниям, указанным в СанПиНе.
В этих случаях в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, дается предписание администрации плавательных бассейнов о прекращении допуска посетителей, не прошедших медицинский осмотр с проведением соответствующих анализов.
Вне зависимости от санитарно-эпидемической ситуации детям дошкольного и младшего школьного возраста в обязательном порядке требуется справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз.
При этом санитарным законодательством не предусмотрено ограничения права собственника бассейна либо лица, оказывающего соответствующие услуги на территории бассейна на договорной основе, предъявлять требование по предоставлению справки вне зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации.
Требований о предоставлении каких-либо иных, кроме справок, документов СанПиН 2.1.2.1188-03 не предусмотрено.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Постановление Правительства Ивановской области от 02.12.2019 № 470-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Ивановской области на проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий»
Установлено, что целью предоставления гранта является создание условий по выявлению, поддержке и развитию талантов в области математики и информатики, цифровых технологий для развития цифровой экономики по средствам проведения тематических смен в сезонных лагерях для школьников по указанным направлениям.
Предусмотрено, что грант предоставляется образовательной организации, признанной победителем открытого конкурса Министерства просвещения Российской Федерации на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2-я очередь).
Главным распорядителем бюджетных средств, до которого как до получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов в форме субсидий образовательным организациям, определен Департамент образования Ивановской области.
Размер гранта, предоставляемого образовательной организации, признанной победителем конкурса, в 2019 году утвержден в сумме 96969 руб.
Закреплены требования, которым должна соответствовать образовательная организация для получения гранта.
Приведены формы отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, и о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результата(-ов) предоставления гранта.
2. Постановление Правительства Ивановской области от 04.12.2019 № 471-п «Об утверждении порядка и условий обеспечения детей в возрасте до шести лет из малоимущих семей лекарственными препаратами для лечения острых респираторных вирусных инфекций и бронхолегочных заболеваний и о внесении изменений в постановления Правительства Ивановской области от 27.06.2008 № 170-п «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) исполнительными органами государственной власти Ивановской области и подведомственными им учреждениями», от 17.01.2013 № 6-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти Ивановской области»
Утвержденным Порядком установлено, что обеспечение ребенка (детей) в возрасте до шести лет лекарственными препаратами осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Департаментом здравоохранения с поставщиком, осуществляющим поставку лекарственных препаратов в уполномоченную Департаментом организацию.
Закреплено, что лекарственными препаратами обеспечиваются ребенок (дети) в возрасте до шести лет, местом жительства которых является Ивановская область, на основании заключения врача (фельдшера) учреждения здравоохранения по месту жительства ребенка.
Урегулирована процедура обеспечения лекарственными препаратами детей. Так, предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами производится при обращении одного из родителей или законных представителей ребенка (детей) за амбулаторным лечением при представлении документа, удостоверяющего личность заявителя, документа, подтверждающего полномочия законного представителя ребенка (детей), свидетельства о рождении ребенка, полиса обязательного медицинского страхования и при подтверждении статуса малоимущей семьи.
Уточнены Перечень государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) исполнительными органами государственной власти Ивановской области и подведомственными им учреждениями, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 27.06.2008 № 170-п, и Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти Ивановской области, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 17.01.2013 № 6-п.