10 декабря 2019 г в здании Московской областной Думы состоялось заседание Координационного совета уполномоченных по правам ребенка, входящих в состав Центрального федерального округа.
10 декабря 2019 г в здании Московской областной Думы состоялось заседание Координационного совета уполномоченных по правам ребенка, входящих в состав Центрального федерального округа.
Тема заседания: «Проблема временного трудоустройства несовершеннолетних».
К заседанию уполномоченным по правам ребенка в Воронежской области И.Н. Поповой была представлена следующая информация.
№ п/п |
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
8 месяцев 2019 г. |
|
Количество трудоустроенных несовершеннолетних, всего (чел.), |
8547 |
8592 |
8883 |
8288 |
|
в том числе: |
- |
- |
- |
- |
|
состоящих на учете в КДН и ЗП и полиции |
376 |
421 |
438 |
298 |
|
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
178 |
193 |
186 |
168 |
|
находящихся в трудной жизненной ситуации |
24 |
31 |
26 |
26 |
|
проживающих в семьях, в которых хотя бы один из родителей признан в установленном порядке безработным |
статистика отсутствует |
|||
|
проживающих в многодетных семьях |
100 |
146 |
73 |
90 |
|
проживающих в неполных семьях |
80 |
76 |
61 |
71 |
|
проживающих в малоимущих семьях |
58 |
47 |
25 |
46 |
|
*Доля трудоустроенных несовершеннолетних от общей численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет (включительно) |
11,09 |
11,13 |
11,5 |
10,4 |
|
Объем бюджетных ассигнований составил (тыс. руб.) |
12 827,50 |
14 283,00 |
18 202,10 |
21 384,10 |
|
в том числе: |
- |
- |
- |
- |
|
областной бюджет (тыс. руб.) |
8 975,90 |
10 193,80 |
13 759,20 |
16 716,10 |
|
местный бюджет (тыс. руб.) |
3 851,60 |
4 089,20 |
4 442,90 |
4 668,00 |
|
**Размер выплаты материальной поддержки из областного бюджета |
850 |
850 |
850 |
1500 |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время реализуется в соответствии с:
- пунктом 8 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения»;
- постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1133 «Об утверждении Положения о департаменте труда и занятости населения Воронежской области»;
- приказом департамента труда и занятости населения Воронежской области от 15.08.2019 № 291 «Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.02.2013 № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»;
- приказом управления занятости населения Воронежской области от 07.10.2013 № 315 «Об утверждении административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по предоставлению государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые».
В соответствии с Законом Воронежской области от 03.06.2013 № 87-ОЗ «Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области» (далее - Закон № 87-ОЗ) органы государственной власти Воронежской области обеспечивают квотирование рабочих мест в организациях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении путем установления квоты. Размер квоты составляет 1 процент от общей численности работников организаций.
Организации всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости.
Действие Закона № 87-ОЗ распространяется на лиц до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
При трудоустройстве несовершеннолетних граждан на временные рабочие места (средний период составляет две недели) от работодателя требуется высокая ответственность, а также подготовка большого объема документации: заключение трудового договора, внесение изменений в штатное расписание, оформление трудовой книжки, оформление зарплатной карты, организация предварительного обязательного медицинского осмотра за счет средств работодателя и пр.
Кроме того, прием и увольнение несовершеннолетних граждан является дополнительным предметом для проведения проверок работодателей контрольно-надзорными органами, что во многом определяет низкую активность работодателей в приеме подростков на работу.
Одной из проблем является то, что старшеклассники, желающие трудоустроиться на временную работу в свободное от учебы время (в том числе и на каникулах) в образовательное учреждение, обязаны предоставить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости, даже если они трудоустраиваются на временную работу в то же образовательное учреждение, где обучаются.
Также нельзя не отметить, что при трудоустройстве несовершеннолетних граждан из числа подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и в органах внутренних дел; проживающих в семьях, попавших в социально-опасное положение, в неполных и малообеспеченных семьях; детей-сирот или оставшихся без попечения родителей остается одной из главных проблем их низкая мотивация и нежелание работать.