Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Татьяна Океанская приняла участие в Координационном совете Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, входящих в состав Центрального федерального округа

17 января 2020 года

66

В Туле 14 января – 15 января 2020 года проходило заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа. Участие в заседании принимала Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская.

На заседании рассматривались вопросы, связанные с функционированием правозащитного института образовательных организаций, а именно:

- эффективность деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях;

- деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

- работа служб медиации в регионах.

В первый день состоялось заседание Координационного совета, на котором с докладом об организации деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса и комиссий по урегулированию споров участников образовательных отношений выступил Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Львович Крупин.

Татьяна Петровна Океанская, Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, на Заседании представила опыт нашего региона в части создания и развития института уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях, который успешно развивается в нашей области с 2012 года как часть «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг».

Школьные омбудсмены действуют в рамках разработанной нормативной базы: Модельного стандарта деятельности уполномоченного по правам ребенка (участников образовательного процесса) в образовательной организации (в 2016 году данный Модельный стандарт был утвержден на коллегии регионального Департамента образования) и локальных актов образовательной организации.

Ресурсами службы Уполномоченного по правам ребенка оказывается консультационная и методическая поддержка школьным омбудсменам. Для уполномоченных ежегодно проводится курсовая подготовка на базе Ивановского филиала Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; с 2014 года ежегодно проводится форум школьных омбудсменов, посвященный определенной теме: «Возможности медиации в вопросах защиты прав детей», «Деятельность уполномоченного по правам ребенка в образовательной организации: стандарты и технологии», «Модели реализации медиативного подхода в образовательных организациях Ивановской области», «Одаренные дети: защита интересов», «Правовой навигатор: школьный конфликт», «Травля в школе: причины, формы, модели профилактики и механизмы пресечения».

В 2016 году в регионе проводился конкурс «Лучший школьный уполномоченный по правам ребенка» по двум номинациям: «Деятельность уполномоченного по правам ребенка (участников образовательного процесса) в образовательной организации от «А» до «Я» и  «Лучший реализованный проект (программа) в области защиты прав и интересов детей».

Мониторинг обращений к школьным омбудсменам показывает растущую востребованность института как эффективного механизма защиты прав и свобод обучающихся. Количество обращений год от года увеличивается: в 2017-2018 учебном году общее число обращений составило 7 245, тогда как в 2018-2019 учебном году эта цифра выросла в 1,2 раза и достигла 8 647 обращений. Всего же в период с 2016 по 2019 год к школьным омбудсменам в Ивановской области поступило 21489 обращений.

Чаще всего к школьным уполномоченным обращаются сами обучающиеся и родители. Тематика обращений разная, но в большинстве случаев это вопросы, касающиеся конфликтных ситуаций между детьми; нарушения школьной дисциплины, пропусков и успеваемости; летнего отдыха и трудоустройства несовершеннолетних. Также часто к школьным омбудсменам обращаются за консультацией по правовым вопросам и за психологической и педагогической поддержкой.

Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Алексеевна Зыкова представила опыт Тульской области по развитию служб медиации.  

Кроме того, в первый день работы Координационного совета состоялся круглый стол «Институт медиации в системе образования». Региональные детские омбудсмены приняли участие в мастер-классах государственных образовательных учреждений дополнительного образования Тульской области, в частности постели детский технопарк «Кванториум».     

Программа второго дня заседания Координационного совета дня включала проведение семинара «Медиативные компетенции в деятельности Уполномоченных по правам ребенка».

По итогам заседания Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, были приняты следующие решения:

1.   Рекомендовать субъектам РФ в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних использовать положительную практику работы уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях;

2.   При рассмотрении конфликтных ситуаций в образовательных организациях с участием Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ привлекать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

3.   Ходатайствовать перед Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о внесении законодательной инициативы о предоставлении права обучающимся, достигшим возраста 14 лет, права входить в состав комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

4.   При формировании практики привлечения несовершеннолетних в медиативные процедуры использовать практику, сложившуюся в гражданском судопроизводстве;

5.   Использовать стимулирующую практику, сформированную в субъектах РФ, по проведению конкурсов на звание «Лучший медиатор», «Лучший уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса»;

6.   Ходатайствовать перед Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о проведении Всероссийской конференции по медиации с целью получения знаний и навыков Уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ и выработки единых стандартов при проведении медиативных процедур.