29 января 2020 года проведен «круглый стол» по итогам научного исследования проблемы детских и подростковых суицидов, инициирован-ного детским омбудсменом в Бурятии.
В обсуждении результатов исследования приняли участие ученые Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова, практикующие психологи, психологи образовательных организаций, представители ВУЗов республики, прокуратуры республики, правоохранительных органов, министерства образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта и молодежной политики, а также общественных организаций. Основные результаты представлены ректором Бурятского Республиканского института образовательной политики, доктором педагогических наук Цыреновым В.Ц.
С заключительным докладом выступила Вежевич Т.Е., доктор педагогических наук, инициатор и руководитель исследования.
Основными причинами совершения подростками самоубийств, - обобщила Вежевич Т.Е., - являются сложное социально-психологическое состояние ребенка, межличностные отношения, неблагоприятные семейно-общественные условия его жизни, отсутствие поддержки в духовно-нравственном росте подростка и понимания его проблем.
Подводя итоги обсуждения, детским омбудсменом отмечены некоторые региональные особенности, защитные факторы, которые способствуют оздоровлению общества и играют важную роль в становлении стрессоустойчивой личности:
1. Культура и традиции народов, населяющих Республику Бурятия. Модели семейных отношений в русской и бурятской семьях, традиции семейских и казачества предусматривают конструктивное и последовательное воспитание детей.
2. Главные мировые религии – христианство, буддизм, ислам осуждают добровольный уход из жизни, провозглашая жизнь как главную ценность человека. Роль церкви сегодня растет, в духовной поддержке нуждаются те, кто попадает в трудную ситуацию, переживает кризис. Необходимо поддерживать и развивать практику религиозных конфессий по реабилитации таких граждан.
3. Положительные социально – демографические тенденции в республике (повышение рождаемости, развитие массового спорта, туризма и т.д.).
4. Экологические факторы в республике – солнечный край, Байкал, природа. Необходимо использовать для укрепления физического, психического и нравственного здоровья ребенка.
5. Защитным фактором являются типологические особенности человека, его индивидуальность. Человек не рождается с мыслью о суициде. Благодаря целенаправленному воспитанию можно воспитать сильную, стрессоустойчивую личность.
Уполномоченным отмечены меры, которые необходимы для снижения уровня суицидальной активности детей и подростков:
1. Разработать региональную целевую программу по охране и защите психического здоровья детей в регионе, предусматривающую создание кризисных центров и социальных гостиниц, особое внимание уделить обеспечению кадрами.
2. Создать Единую межведомственную систему контроля проявлений суицидального поведения, систему учета, регистрации и анализа суицидальных происшествий, т.е. единый банк данных.
3. Особая роль в формировании стрессоустойчивости играет уклад жизни, традиции села или поселка, уровень благополучия в муниципальном образовании. Решение проблем отдельной семьи укрепляет уклад жизни в селе. Внимание органов опеки и попечительства, социальных служб должно быть сосредоточено на семьях, которые нуждаются в первоочередной помощи – многодетные, малообеспеченные, неполные, приемные. Каждый ребенок должен быть в поле зрения всех социальных служб. Надо работать на профилактику, а не на последействие случая. В настоящее время Уполномоченным инициировано масштабное изучение условий проживания несовершеннолетних в семьях. Службы должны зайти в каждую семью, чтобы понимать – в чем ребенок и семья нуждается.
4. Нужны новые подходы к социально – психологической поддержке семьи. Здесь большую работу должны вести и службы сопровождения семей, службы социальной поддержки, специализированные центры преодоления кризисов, службы психолого – социального консультирования, службы примирения и телефоны доверия и т.д.
5. Защитным фактором являются типологические особенности человека, его индивидуальность, следовательно, основная работа по предотвращению самоубийств подростков ложится на систему образования. Нужна ревизия существующих воспитательных систем, сделать действенной школьную психологическую службу.
Необходимо втянуть детей в творческую деятельность, а, следовательно, развивать систему дополнительного образования детей. Очень важным направлением работы должны стать обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников по проблемам обучения первичным навыкам выявления и коррекционной помощи детям и подросткам.
6. Огромный пласт работы лежит в сфере здравоохранения. Именно здесь находятся службы, чья деятельность направлена на предотвращение психологических кризисов и самоубийств: центры психического здоровья, специализированные стационары, телефоны анонимной психологической помощи. Здесь работают профессиональные специалисты психического здоровья (психиатры, психотерапевты, психологи, социальные работники и т.д.).
7. Нужны новые методы социотерапевтической помощи детям, находящимся в трудных жизненных обстоятельствах, новые подходы к социально-правовой защите интересов детей в семье и в социальной среде. Поэтому надо повысить эффективность работы КДН и ЗП, инспекторов по делам несовершеннолетних. Сегодня необходим общественный контроль в сфере защиты детей.
8. Общество должно быть адекватно и доступно информировано о том, как оказывать помощь людям, переживающим кризис, где искать помощь в безвыходных ситуациях. Здесь особая роль принадлежит СМИ, которые должны быть ответственны за формирование отношения к самоубийству, распространение информации о службах помощи для подростков.
9. Усилить защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, сексуальной и иной эксплуатации.