Напомним, что в феврале состоялось совещание по вопросам проведения мониторинга организации и качества питания обучающихся общеобразовательных организаций Ивановской области, инициированное Ивановской областной Думой совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области при поддержке регионального Департамента образования. Тогда же было объявлено о запуске в марте 2020 года в регионе соответствующего мониторинга.
Так, 11 марта 2020 года Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская вместе с представителями родительской общественности, Совета отцов Савинского района, начальника муниципального отдела образования Ларисы Анатольевны Кузнецовой, медицинского работника, директора учреждения проверили организацию и качество питания школьников в Савинской общеобразовательной школе.
Члены комиссии оценили санитарно-гигиенические условия обеденного зала, пищеблока, выполнение некоторых требований СанПиН (в соответствии с полномочиями Комиссии), качество готовых блюд, работу школы по формированию культуры питания обучающихся.
В ходе мониторинга было установлено следующее.
Организатором питания является сама образовательная организация; численность работников столовой составляет 6 человек (заведующая, 2 повара, 3 помощника); обеденный зал рассчитан на 280 посадочных мест (всего в школе обучается 609 детей); охват горячим питанием обучающихся начальной школы составляет 100%; льготное питание предоставляется детям с 1 по 4 класс, детям-сиротам (5-11 классы), детям-инвалидам (5-11 классы), детям с ограниченными возможностями здоровья (5-11 классы), детям из семей, относящимся к категории малоимущих (64 человека), детям из многодетных семей (82 человека).
Критерий «Соответствие ассортимента блюд утвержденному меню». Питание в школе организовано в соответствии с десятидневным меню, утвержденным Роспотребнадзором (03.12.2019 г.); на специальном стенде размещено утвержденное директором школы меню на текущий день с указанием объема блюд и названия кулинарных изделий; фактический ассортимент блюд соответствует указанному в меню (рис с курой, свежий огурец, чай, ржаной хлеб); комиссия обратила внимание на тот факт, что накануне на завтрак детям приготовили молочную рисовую кашу (два дня подряд рисовая крупа), хотя на складе в наличии были гречневая, пшенная, перловая, манная крупы.
Критерий «Ведение необходимый документации». Комиссия проверила ведение «Журнала бракеража готовой кулинарной продукции». Медицинский работник ежедневно проверяет готовые блюда, результаты проверки фиксируются в Журнале; медработник делает отметки в «Журнале здоровья»; в специальном холодильнике хранятся суточные пробы в стеклянных промаркированных емкостях.
Критерий «Качество готовой продукции». Вес порций соответствует весу, указанному в меню-раскладке; готовые блюда по органолептическим показателям (запах, вкус, температура) соответствовали критериям; ребята ели с аппетитом и гарнир и голень куры; отходов пищевых продуктов было немного (кости птицы и гарнир).
Критерий «Санитарное состояние обеденного зала и пищеблока». В организации обеспечен режим мытья рук (перед обеденным залом установлено 28 раковин для мытья рук – превышает норматив: 1 кран на 20 посадочных мест в столовой); есть мыло и электрополотенца; в обеденном зале столы, стены, пол чистые; сотрудники столовой в чистой специальной одежде, в головных уборах, легкой нескользкой обуви, на руках – перчатки; ложки и вилки хранятся в ящиках-кассетах ручками вверх, но на тарелках есть сколы, а также при приготовлении пищи используется алюминиевая посуда.
Критерий «Организация приема пищи». Раздаточная оборудована мармитами – оборудование для хранения готовых блюд в горячем или теплом виде; работники столовой к началу перемены накрыли столы; в обеденном зале организован питьевой режим: установлен кулер для воды (дети чашки берут у работников столовой); на каждом этаже установлены кулеры с питьевой водой (стаканчики одноразовые); на стенде размещен график приема пищи по переменам и классам; учителя организованно приводят классы в столовую и дежурят; отведенного времени (перемена 20 минут) достаточно, чтобы ребята спокойно помыли руки, поели и приготовились к уроку.
Критерий «Работа буфета». В школе буфет отсутствует.
Критерий «Формирование культуры питания обучающихся». В обеденном зале размещен информационный стенд, посвященный здоровому и сбалансированному питанию, в начальных классах в рамках внеурочной деятельности ведется курс «Разговор о здоровом питании».
Критерий «Информационная открытость образовательной организации». На сайте образовательной организации не размещено Положение об организации питания в МБОУ Савинской средней школе от 02.09.2019 года; информация о ежедневном меню, графике приема пищи, материалы по культуре питания размещены на специальном стенде, на сайте данная информация отсутствует.
В ходе мониторинга члены комиссии остались довольны теми условиями, которые создала образовательная организация для обеспечения школьников качественным питанием. По результатам проверки были даны следующие рекомендации:
- исключить из десятидневного меню продукты, не разрешенные для использования в школьном питании (в десятидневном меню значился кофе – продукт, который не допускается для реализации в образовательных организациях (на складе кофе отсутствовал);
- соблюдать требования СанПиН, касающиеся хранения суточных проб (на стеклянной посуде отсутствовали металлические крышки), продуктов;
- систематически производить замену посуды (тарелок), имеющей сколы, заменить алюминиевую посуду для приготовления и хранения готовых блюд на посуду из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам;
- на сайте образовательной организации разместить информацию об организации питания в школе: график приема пищи, ежедневное меню, информацию о льготных категория обучающихся и т.п.