В Ивановской области продолжается мониторинг организации и качества питания обучающихся общеобразовательных организаций. Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская лично принимает участие в проверке.
Так, 13 марта 2020 года детский омбудсмен вместе с начальником муниципального отдела образования Мольковой Ириной Александровной, депутатами, представителями родительской общественности, медицинским работником, директором учреждения проверили организацию и качество питания школьников в МБОУ «Средняя школа № 4» г. Родники.
Члены комиссии оценили санитарно-гигиенические условия обеденного зала, пищеблока, выполнение некоторых требований СанПиН (в соответствии с полномочиями Комиссии), качество готовых блюд, работу школы по формированию культуры питания обучающихся.
В ходе мониторинга было установлено следующее.
Организатором питания является ООО «Нежность»; численность работников столовой составляет 5 человек (заведующая, 1 повар, 1 помощник повара, посудомойка, уборщица помещений); обеденный зал рассчитан на 200 посадочных мест (всего в школе обучается 672 школьника); охват горячим питанием обучающихся начальной школы составляет 84%; льготное питание предоставляется детям с 1 по 4 класс из малоимущих семей (130 человек), детям 5-11 классов из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (10 человек), детям 5-11 классов из многодетных малообеспеченных семей (28 человек). Примечание: в настоящий момент школе не обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Стоимость завтрака составляет 40 рублей, максимальная наценка на продукцию составляет 35% к стоимости продуктов по ценам закупки.
Критерий «Соответствие ассортимента блюд утвержденному меню». Питание в школе организовано в соответствии с двенадцатидневным меню, согласованным с начальником Территориального управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах (26.08.2019 г.); на стенде на момент проверки отсутствовало утвержденное директором школы меню на текущий день с указанием объема блюд и названия кулинарных изделий, размещено только двенадцатидневное меню; фактический ассортимент блюд соответствует указанному в двенадцатидневном меню - пятница первой недели (блины с молоком сгущенным, сок фруктовый); в меню отсутствовали продукты, запрещенные к реализации в образовательных организациях.
Критерий «Ведение необходимый документации». Комиссия проверила ведение «Журнала бракеража готовой кулинарной продукции». Медицинский работник ежедневно проверяет готовые блюда, результаты проверки фиксируются им в Журнале; медработник делает отметки в «Журнале здоровья»; в специальном холодильнике хранятся суточные пробы в стеклянных промаркированных емкостях, покрытых металлическими крышками.
Критерий «Качество готовой продукции». Вес порций соответствует весу, указанному в меню-раскладке; готовые блюда по органолептическим показателям (запах, вкус, температура) соответствовали критериям; ребята ели с аппетитом блины со сгущенным молоком.
Критерий «Санитарное состояние обеденного зала и пищеблока». В организации обеспечен режим мытья рук (перед обеденным залом установлено 7 раковин для мытья рук, что соответствует нормативу: 1 кран на 20 посадочных мест в столовой); есть мыло и электрополотенца; в обеденном зале столы, стены, пол чистые; сотрудники столовой в чистой специальной одежде, в головных уборах, легкой нескользкой обуви, на руках – перчатки; ложки и вилки хранятся в ящиках-кассетах ручками вверх, посуда без сколов.
Критерий «Организация приема пищи». Раздаточная оборудована мармитами – оборудование для хранения готовых блюд в горячем или теплом виде; работники столовой к началу перемены накрыли столы; в рекреации перед обеденным залом организован питьевой режим; в рекреации перед медицинским кабинетом установлен стенд, посвященный здоровому питанию; на стенде размещен график приема пищи по переменам и классам; учителя организованно приводят классы в столовую и дежурят; отведенного времени (перемена 20 минут) достаточно, чтобы ребята спокойно помыли руки, поели и приготовились к уроку.
Критерий «Работа буфета». В школе работает буфет; график работы буфета ограничен – не ранее перемены после третьего урока; ассортимент продукции буфета не включает продукты, запрещенные для использования в школьном буфете; в буфете размещен ассортимент продукции с указанием цены.
Критерий «Формирование культуры питания обучающихся». В школе оформлен информационный стенд, посвященный здоровому и сбалансированному питанию, в доступном для детей месте.
Критерий «Информационная открытость образовательной организации». На сайте образовательной организации размещена информация, касающаяся организации питания школьников.
В ходе мониторинга было установлено, что в образовательной организации есть обучающийся, требующий индивидуального подхода к организации питания. В этот же день после проведения мониторинга мама обратилась с просьбой создать условия для обеспечения питанием ее ребенка. В рамках экспресс-совещания законный представитель, работники образовательной организации в присутствии Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области выработали вариант школьного питания, приемлемый для ребенка.
В ходе мониторинга члены комиссии остались довольны теми условиями, которые создала образовательная организация для обеспечения школьников качественным питанием. По результатам проверки были даны следующие рекомендации:
- проанализировать двухнедельное меню на предмет соответствия нормам включения в меню мясных, рыбных, молочных блюд;
- руководителю школы усилить контроль организации питания и работой пищеблока с учетом высказанных замечаний;
- соблюдать требования СанПиН, касающиеся хранения суточных проб;
- продолжить совместную с родителями работу по формированию культуры питания детей.