Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Татьяна Вежевич выступила против законопроекта

15 июня 2020 года

56

Проектом закона РБ предлагается внести изменения в Закон РБ об Уполномоченном по правам ребенка в Закон РБ об Уполномоченном по правам человека, предусматривающие возложение обязанностей Уполномоченного по правам ребенка на Уполномоченного по правам человека в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам ребенка и на период до вступления в должность Уполномоченного по правам ребенка, а также в случаях временного отсутствия в связи с болезнью или отпуском

Пояснительная записка к проекту содержит обоснование внесение изменений, а именно - ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»: «…на уполномоченного по правам человека в субъекте РФ могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка…». Данная норма не носит императивный характер и прямо не обязывает субъекты Российской Федерации вносить изменения в действующее законодательство, а также предусмотрена при организационном устройстве института Уполномоченного по правам человека, т.е. при его создании возможно было рассматривать предлагаемую модель.

Таким образом, принятие закона будет противоречить нормам Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которыми принят Закон об Уполномоченным по правам ребенка.

Вместе с тем, деятельность Уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также Законом об Уполномоченном по правам человека.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» установлено, что должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в части 5 статьи 2 Закона об Уполномоченном по правам человека.

В отношении Уполномоченного по правам ребенка положениями статьи 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», частью 5 статьи 2 Закона об Уполномоченном по правам ребенка также установлено, что его должность является государственной должностью субъекта.

Таким образом, учитывая названные положения федерального и республиканского законодательства, должности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка являются самостоятельными государственными должностями субъекта.

Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» замещение должности Уполномоченного на период временного отсутствия не предусмотрено.

Частью 8 статьи 16.1. Федерального закона № 184-ФЗ Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Аналогичные ограничения также закреплены пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 18 марта 2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в части 4 статьи 9 Закона об Уполномоченном по правам человека.

Принимая во внимание, что должность Уполномоченного по правам ребенка является самостоятельной государственной должностью субъекта Российской Федерации, возложение его обязанностей на Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в случаях, определенных проектом закона, противоречит федеральному законодательству, предусматривающего запрет Уполномоченному по правам человека замещать иные государственные должности.

Частью 10 статьи 16.1 Федерального Закона № 184-ФЗ, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», статьей 9 Закона об Уполномоченном по правам человека предусмотрена обязанность Уполномоченного прекратить деятельность несовместимую с его статусом. В случае неисполнения указанной обязанности Уполномоченный по правам человека, его полномочия прекращаются и он подлежит освобождению от замещаемой должности (часть 10 статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ, часть 2 статьи 9 Закона об Уполномоченном по правам ребенка, часть 4 статьи 7 Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).

Проектом закона не предусмотрен механизм реализации одновременно двух федеральных законов, выбор приоритетов возложенных задач, а также замещение на период временного отсутствия Уполномоченного по правам человека.

Вызывает сомнения отсутствие коррупциогенных факторов при совмещении лицом двух государственных должностей Республики Бурятия.

Кроме того, в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса). В данной связи, принятие проекта закона потребует дополнительные расходы из республиканского бюджета, что не отражено в Финансово-экономическом обосновании к проекту.

Также принятие проекта закона потребует внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации».

Учитывая, что Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» принят 18 марта 2020 года, необходимо привести в соответствие Закон об Уполномоченном по правам человека.