Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Новое в законодательстве 13.07.2020-17.07.2020

20 июля 2020 года

84

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, регламентирован порядок приема Пенсионным фондом России заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральной информационной государственной системе «Федеральный реестр инвалидов» и др.

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, утверждены изменения, направленные на беззаявительный порядок реализации гражданами права на получение ежемесячных денежных выплат; регламентирован порядок приема Пенсионным фондом России заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральной информационной государственной системе «Федеральный реестр инвалидов»; дополнены категории лиц, которым предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и др.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1. Приказ Минтруда России от 11.06.2020 № 327н «О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н». Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2020 № 58993.

Утверждены изменения, направленные на беззаявительный порядок реализации гражданами права на получение ежемесячных денежных выплат.

Актуализирован порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, с учетом нового Административного регламента, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда России (далее – ПФР) от 19 августа 2019 г. № 414п.

Установлено, в частности, что ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи гражданином заявления со дня признания его инвалидом или ребенком-инвалидом.

Территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении ежемесячной денежной выплаты в беззаявительном порядке извещает об этом гражданина в порядке, предусмотренном указанным выше Административным регламентом.

При этом гражданин имеет право отказаться от ее получения и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию.

Также предусматривается, что в случае прекращения у гражданина права на ежемесячную денежную выплату по одному основанию и возникновения права на ежемесячную денежную выплату по другому основанию (или возникновения права на выплату по другому основанию, предусматривающему более высокий размер) перевод выплаты с одного основания на другое производится так же без подачи гражданином заявления на основании документов выплатного дела.

2. Приказ Минтруда России от 25.06.2020 № 372н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года». Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2020 № 58939.

Увеличен прожиточный минимум за I квартал 2020 года.

В целом по РФ на душу населения величина прожиточного минимума составляет 10843 рубля, для трудоспособного населения - 11731 рубль, пенсионеров - 8944 рубля, детей - 10721 рубль.

За IV квартал 2019 года - на душу населения 10609 рублей, для трудоспособного населения - 11510 рублей, пенсионеров - 8788 рублей, детей - 10383 рубля.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 05.06.2020 № 8 «Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом в летний период 2020 года в условиях сохранения рисков заболевания COVID-2019»

Установлен перечень мероприятий, которые должны осуществлять ОАО «Российские железные дороги» и АО «Федеральная пассажирская компания» при перевозках организованных групп детей (далее – ОГД) железнодорожным транспортом в летний период 2020 года.

В частности, рекомендуется обеспечить:

условия для кратковременного пребывания детских организованных коллективов в залах ожидания, исключающих свободный проход посторонних лиц;

продажу билетов в случае предоставления организатором поездки ОГД письменного подтверждения принимающей стороны о снятии ограничительных мероприятий по COVID-2019 в регионе;

доставку и посадку в поезда ОГД по заранее подготовленным маршрутам («зеленый коридор») для изоляции от других пассажиров;

проведение термометрии ОГД перед выходом на посадочные платформы, при посадке в вагон и в пути следования не менее двух раз в день в пути следования и за 1 час до прибытия в пункт назначения;

запрет посадки в пассажирский поезд больных детей;

контроль готовности железнодорожных составов, назначаемых для перевозки детских организованных коллективов, постоянно действующей комиссией с обязательным участием специалистов территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;

допуск работников поездных бригад, вагонов-ресторанов для обслуживания ОГД при наличии отрицательных результатов лабораторного тестирования на COVID-19 не ранее чем за 10 дней до поездки;

использование работниками пассажирского комплекса средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), кожных антисептиков;

наличие в пассажирских вагонах запаса питьевой воды, расфасованной в емкости с документами, подтверждающими качество и безопасность;

проведение своевременной дезинсекции, дератизации пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов в объемах и с кратностью, установленной требованиям санитарных правил;

допуск работников поездных бригад, вагонов-ресторанов привитых в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.

4. Постановление Правления Пенсионного Фонда России от 22.06.2020 № 330п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов». Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2020 № 58989.

Регламентирован порядок приема Пенсионного фонда России (далее – ПФР) заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».

Государственная услуга предоставляется инвалидам I, II групп, детям-инвалидам, а также гражданам из числа инвалидов III группы, в целях реализации их права на бесплатное использование мест для парковки транспортного средства, которым управляют указанные граждане или на котором перевозят таких граждан.

Установлен, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.

Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.

В приложении приведена форма заявления для размещения сведений о транспортном средстве в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».

5. Письмо Минпросвещения России от 29.05.2020 № ДГ-574/06 «О реестрах организаций отдыха детей и их оздоровления»

Минпросвещения России напоминает, что до момента принятия решения о включении организации отдыха детей и их оздоровления в реестр таких организаций, она не вправе оказывать соответствующие услуги в указанной сфере.

Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № 336-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, должны представить сведения, необходимые для включения их в реестр, до 1 мая 2020 года. При этом с 1 июня 2020 года организации, не включенные в реестр, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Законодательством РФ не установлены ограничения, касающиеся включения в реестр после 1 июня 2020 года вновь созданных или иных организаций, планирующих осуществлять деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Таким образом, они в установленном порядке могут подавать сведения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей, необходимые для включения в реестр после указанной даты.

При этом следует учитывать, что решение о включении организации в реестр либо об отказе во включении организации в указанный реестр принимается уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений. Соответственно, до момента принятия уполномоченным органом решения о включении организации в реестр, она не вправе оказывать услуги в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

6. «Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утв. Рособрнадзором)

Образовательным организациям даны рекомендации с целью обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приведены, в том числе:

рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

положения об ответственности за нарушения обязательных требований порядка приема в образовательную организацию;

рекомендации по соблюдению обязательных требований при формировании открытых и общедоступных информационных ресурсов.

Даны ответы на часто задаваемые вопросы, в т.ч. на следующие:

1. Можно ли сдать инвалидам вступительные испытания в образовательной организации вместо ЕГЭ?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктом 21 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее - Порядок приема), отдельные категории поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее - общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих):

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период);

2) по отдельным общеобразовательным предметам - лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

В соответствии с пунктом 22 Порядка приема при реализации прав, указанных в пункте 21 Порядка приема, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2 пункта 21 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).

При реализации прав, указанных в подпунктах «а» и «б» подпункта 1 пункта 21 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

2. Какие условия должны создаваться для проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктами 92 - 100 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее - Порядок приема), организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;

при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации).

Условия, указанные в пунктах 93 - 98 Порядка приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

3. Если на направление подготовки в рамках особой квоты выделено только одно место, а подано 3 заявления, каким образом будет проходить отбор?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктом 112 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее - Порядок приема), список поступающих по результатам вступительных испытаний ранжируется по следующим основаниям:

1) по убыванию суммы конкурсных баллов;

2) при равенстве суммы конкурсных баллов - по убыванию суммы конкурсных баллов, начисленных по результатам вступительных испытаний, и (или) по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний, в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний, установленной организацией;

3) при равенстве по критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, более высокое место в списке занимают поступающие, имеющие преимущественное право зачисления.

Сумма конкурсных баллов исчисляется как сумма баллов за каждое вступительное испытание, а также за индивидуальные достижения.

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1. Указ Губернатора Ивановской области от 09.07.2020 № 94-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»

Дополнительно установлено, что жителям Ивановской области в возрасте 65 лет и старше разрешается покидать места проживания (пребывания) в случаях посещения ими объектов розничной торговли, реализующих продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, аптек и аптечных пунктов, выгула домашних животных и выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Уточнено, что до снятия режима повышенной готовности лицам, не достигшим возраста 16 лет (ранее - не достигшим возраста 18 лет), запрещается находиться на территориях и в помещениях торговых центров, торгово-развлекательных комплексов без сопровождения родителей (законных представителей).

 

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

 

1. Проект Федерального закона № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»

Сенаторами предложена комплексная система мер защиты и укрепления семьи.

Настоящий законопроект содержит 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, дополняет его двумя новыми главами (12.1 и 18.1) и 27 новыми статьями.

Законопроект охватывает те сферы семейных отношений, которые имеют публично-правовую направленность, а именно:

отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;

установление факта отсутствия у ребенка родительского попечения и его устройство;

институт семейно-правовой ответственности: ограничение и лишение родительских прав;

институт брака.

В частности, в целях обеспечения укрепления института семьи законопроектом предлагается расширить систему принципов семейного права, включив в нее принципы, определяющие характер взаимодействия семьи и публичных органов власти, такие как:

- презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Предусматривается, что действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка лежит на истце;

- право ребенка жить и воспитываться в родной семье (семье своих родителей или иных родственников). Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у детей попечения родителей.

Законопроектом предлагается иная концепция отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится):

- отказ от отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети);

- отобрание ребенка рассматривается как принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится. Вводится запрет отобрания ребенка у родителей иначе, как на основании судебного решения;

- основанием отобрания является виновное поведение родителя (иного лица, на попечении которого находится ребенок), установленное вступившим в законную силу судебным решением о лишении родителя родительских прав, об ограничении родителя в родительских правах; об отмене усыновления; актом органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей, а в случае обжалования такого акта, - вступившим в законную силу судебным решением об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного акта незаконным;

- исполнение решения суда об отобрании ребенка и передача ребенка производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок.

В систему мер защиты ребенка вместо действующего механизма его отобрания при непосредственной угрозе его жизни или здоровью предлагается включить меры самозащиты, временные меры защиты, а также меры семейно-правовой ответственности.

К мерам самозащиты законопроект относит:

- установление опеки (попечительства) над детьми по заявлению их родителей на период, когда родители по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. К уважительным причинам предлагается отнести, в том числе: не достижение родителями возраста шестнадцати лет; служебную командировку родителей на определенный срок или постоянную работу родителей, осуществляемую в пути или имеющую разъездной характер; длительную болезнь родителей, связанную с необходимостью пребывания в медицинском стационаре; нахождение родителей под стражей; отбывание родителями наказания в виде лишения свободы;

- временное устройство ребенка, имеющего родителей, в организацию социального обслуживания, а при ее отсутствии в месте фактического нахождения ребенка - в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители по указанным уважительным причинам, временно не могут осуществлять свои родительские права.

Временные меры защиты применяются в случаях, не терпящих отлагательства. К ним отнесены случаи, когда родители ребенка (оба или единственный родитель) временно не могут не только осуществлять родительские права, но и выразить согласие или несогласие с их применением, так как, находятся в бессознательном состоянии и нуждаются в скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации; пропали без вести и находятся в розыске; находятся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и доставлены органами полиции в соответствующую медицинскую организацию и др.

К временным мерам защиты ребенка отнесены: передача ребенка его родственникам временное устройство ребенка в организацию социального обслуживания или в медицинскую организацию в случае не достижения ребенком возраста четырех лет.

Введение в семейное законодательство института семейно-правовой ответственности подразумевает, в частности, следующее:

лишение родительских прав определяется в качестве крайней меры семейно-правовой ответственности;

сокращается перечень оснований лишения родительских прав;

сокращается круг лиц, правомочных обращаться в суд с иском о лишении родительских прав. Согласно законопроекту, с такими исками смогут обращаться только один из родителей, органы опеки и попечительства или прокурор;

ограничение родительских прав рассматривается как более мягкий вид семейно-правовой ответственности, который, как правило, должен предшествовать лишению родительских прав. Ограничение родительских прав допускается только при виновном поведении родителя. Ограничение родительских прав всегда сопряжено с отобранием ребенка.

Законопроектом также: обеспечивается единство и целостность в правовом регулировании опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей; устанавливается исчерпывающий перечень оснований признания ребенка оставшимся без попечения родителей; определяется порядок установления факта отсутствия у ребенка родительского попечения и признания ребенка оставшимся без попечения родителей; устраняется неопределенность в вопросе об объеме полномочий органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей; устанавливается, что отмена усыновления возможна в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка; запрещается брак между лицами одного пола.

2. Проект Федерального закона № 989011-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»

В связи с изменениями, планируемыми к внесению в Семейный кодекс РФ в целях укрепления института семьи и защиты прав ребенка, предлагаются соответствующие изменения в отдельные законодательные акты РФ.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в Федеральные законы «Об актах гражданского состояния», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «О полиции», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Большинство вносимых поправок связано с предлагаемым введением в семейное законодательство дифференцированной системы мер защиты ребенка, в которую входят, в частности:

меры самозащиты, то есть меры, не требующие вмешательства органов публичной власти, которые вправе использовать семья самостоятельно в случаях, когда родители по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права;

временные меры защиты, осуществляемые при поддержке и (или) участии публичных органов власти, в случаях, не терпящих отлагательства, когда родители ребенка (оба или единственный родитель) временно не могут осуществлять родительские права, в том числе выразить согласие или несогласие с их применением.

Поправками также закрепляется невозможность заключения брака между лицами одного пола, обеспечивается единство и непротиворечивость терминологии, устраняется правовой пробел в части защиты такой категории детей, как найденные (подкинутые) дети, родители которых неизвестны, пересматриваются основания признания ребенка оставшимся без попечения родителей, уточняется механизм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, включая защиту его права на родную семью.

3. Проект Федерального закона № 989013-7 «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»

Предлагается уточнить основания установления над несовершеннолетними опеки и попечительства.

В связи с законопроектом о совершенствовании положений Семейного кодекса РФ, корреспондирующие изменения предлагаются в Гражданский кодекс РФ в части опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Предусматривается, что опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются:

при отсутствии у них попечения родителей (такие случаи приведены в новой статье 121.1, предлагаемой к внесению в Семейный кодекс РФ);

либо по заявлению родителей, когда они по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права и обязанности (такие случаи приведены в новой статье 66.1, предлагаемой к внесению в Семейный кодекс РФ).

4.  Проект Федерального закона № 989667-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей в части расширения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала»

Сенаторы предлагают разрешить направлять средства материнского капитала на газификацию индивидуальных домов.

Согласно проекту, лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, предоставляется возможность направить его средства (часть средств) на осуществление мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе реконструируемого, к сетям газораспределения в пределах границ земельного участка, путем безналичного перечисления указанных средств газораспределительной организации, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) такого объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с договором.

5. Проект Федерального закона №  989758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Депутатский законопроект об административной ответственности за нарушение порядка удаления или ограничения доступа к информации, доступ к которой подлежит ограничению, внесен в Госдуму.

Устанавливается, ответственность, в том числе за:

непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу, сайту в случае, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации;

неудаление владельцем сайта, информационного ресурса информации, интернет-страницы в случае, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Указанные правонарушения повлекут наложение штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, на должностных лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей, на юрлиц - от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.

При этом максимальное наказание предусмотрено за неудаление информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалам с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, либо за непринятие мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, сайту с данной информацией. Эти правонарушения повлекут наложение штрафа на граждан в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, на должностных лиц - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей, на юрлиц - от 3 миллионов до 8 миллионов рублей.

В случае повторного совершения правонарушения проектируемые размеры штрафов возрастают (в частности, для юрлиц - до 15 миллионов рублей).

6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации»

Правительство РФ предлагает ввести новый налоговый вычет по расходам на спортивную подготовку детей в возрасте до 18 лет.

Проектом статья 219 НК РФ дополняется положением, предусматривающим предоставление налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной родителем (опекуном, попечителем) за прохождение спортивной подготовки детьми в возрасте до 18 лет в физкультурно-спортивных организациях (с учетом установленного данной статьей ограничения размера - не более 120 000 руб. по всем видам социальных расходов).

7. Проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Предложен новый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Проектом предусматриваются, в числе прочего:

особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для отдельных категорий лиц;

учет индивидуальных достижений поступающих по программам бакалавриата и программам специалитета (в т.ч. наличие статуса чемпиона, призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и др.);

порядок информирования о приеме и приема документов;

перечень вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно; особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

особенности зачисления на обучение в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения;

особенности приема иностранных граждан и лиц без гражданства.

Предлагается признать утратившим силу с 1 января 2021 года аналогичный Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147.