В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, внесены уточнения в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью; разъяснен порядок посещения социальных организаций для детей родителями, опекунами, органами опеки, волонтерами и др.
В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, внесены уточнения в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью; Минспорт России рекомендует сократить программу физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых среди детей; разъяснен порядок посещения социальных организаций для детей родителями, опекунами, органами опеки, волонтерами и др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
На период до 2030 года определены национальные цели развития России, а также установлены целевые показатели, характеризующие их достижение.
Национальными целями объявлены:
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
возможности для самореализации и развития талантов;
комфортная и безопасная среда для жизни;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Мерилом достижения заявленных национальных целей указаны целевые показатели в отношении каждой из целей.
2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1023 «О внесении изменения в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»
Внесены уточнения в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.
Установлено, что указанные ограничения распространяются, в том числе, на лиц с ВИЧ-инфекцией, находящихся на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста менее одного года, у которых присутствует определяемая вирусная нагрузка, уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл.
3. Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2020 № 1845-р «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Утверждены методические рекомендации по порядку формирования и ведения региональных информационных систем.
Региональные информационные системы предназначены, в том числе, для решения задач по обеспечению:
постановки на учет нуждающихся в получении дошкольного образования;
направления детей для приема в государственные, муниципальные образовательные организации;
приема детей в дошкольные образовательные организации;
предоставления информации родителям (законным представителям) детей о результатах рассмотрения заявления для направления в государственные, муниципальные образовательные организации.
В приложениях приведены, в числе прочего:
рекомендуемые требования к функциям (задачам) региональных информационных систем;
форматы сведений, рекомендуемые к использованию при формировании заявления для направления в государственные, муниципальные образовательные организации;
рекомендуемые статусы информирования (уведомления) заявителей о результатах рассмотрения заявления;
рекомендуемый перечень информации, содержащейся в региональных информационных системах.
4. Письмо Роспотребнадзора от 20.07.2020 № 02/14783-2020-32 «О разъяснении требований санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20»
Разъяснен порядок посещения социальных организаций для детей родителями, опекунами, органами опеки, волонтерами.
Установлено, что посещение социальных организаций возможно при условии соблюдения ими профилактических мероприятий, включающих:
проведение термометрии при входе;
обработку рук спиртосодержащими кожными антисептиками;
использование масок и перчаток в период нахождения в социальной организации;
проведение усиленного дезинфекционного режима в период посещения детей, проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств.
5. Письмо Минспорта России от 22.07.2020 № АК-03-10/5403 «Об ограничениях при организации и проведении официальных физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»
Минспорт России рекомендует сократить программу физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых среди детей.
Сообщается, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 на территории РФ запрещено проведение массовых мероприятий с участием детей из разных классов, отрядов и образовательных организаций. Ограничения действуют до 1 января 2021 года.
В связи с этим рекомендуется при организации в субъектах РФ Всероссийского полумарафона «ЗаБег.РФ», Дня физкультурника, Всероссийского олимпийского дня, Всероссийских массовых соревнований по баскетболу «Оранжевый мяч», Всероссийских массовых соревнований «Оздоровительный спорт - в каждую семью» максимально сократить программу мероприятий, проводимых среди детей.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина»
При организации образовательного процесса должен быть соблюден баланс интересов обучающихся, желающих обучаться по универсальному профилю, и образовательных организаций, организующих углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Конституционный Суд РФ признал пункт 1 части 1 статьи 61 и часть 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу эти нормы:
предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения в соответствующей образовательной организации по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации, без нормативного установления указанных гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил что по смыслу указанных законоположений органы государственной власти субъектов РФ, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы последовательно обеспечивать соблюдение федеральных гарантий равенства прав граждан на образование, не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, которые не обеспечивали бы получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. В частности, это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Указ Губернатора Ивановской области от 21.07.2020 № 99-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»
Уточнены требования к лицам, прибывшим из иностранных государств. В частности, предусмотрено, что такие граждане в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, а также в случае отсутствия у них медицинских документов (на русском или английском языках), подтверждающих отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-2019, отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации, медицинских документов, подтверждающих выявление антител иммуноглобулина G (IgG), обязаны пройти обследование на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом полимеразной цепной реакции.
Снят запрет на прием детей, проживающих в Ивановской области, в организации отдыха детей и их оздоровления стационарного типа, включенные в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Ивановской области, и на функционирование для посетителей парков культуры и отдыха (городских парков), за исключением функционирования на их территории нестационарных торговых объектов и аттракционов.
2. Постановление Правительства Ивановской области от 21.07.2020 № 339-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 08.05.2020 № 209-п «Об утверждении регламентов по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области»
Утверждены регламенты порядка работы объектов спортивной инфраструктуры и порядка работы санаторно-оздоровительных детских лагерей и загородных оздоровительных лагерей в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области.
В частности, Регламентом порядка работы объектов спортивной инфраструктуры определены: дезинфекционные мероприятия, требования к вентиляции помещений объекта и предупреждению распространения COVID-2019 воздушно-капельным путем, требования к персоналу и организации его работы. Так, перед открытием объекта предусмотрено проведение генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму, обеспечение на объекте наличия пятидневного запаса дезинфицирующих и моющих средств и др.
Закреплен перечень мероприятий по защите посетителей от заражения COVID-2019: организация приема посетителей по предварительной записи, соблюдение норм максимального допустимого количества посетителей, находящихся одномоментно на объекте (тренажерный зал, кардиозал - 10 кв. м на 1 чел., спортивные залы - 6 кв. м на 1 чел., бассейн - 10 кв. м зеркала воды на 1 чел., ледовая арена - 36 кв. м на 1 чел., мультиполя - 50 кв. м на 1 чел.), обеспечение соблюдения норм социального дистанцирования и др.
Приведена форма чек-листа о состоянии здоровья и выполнении требования об ограничении контактов вне работы.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
1. Проект Федерального закона № 119575-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» (О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») (текст ко второму чтению)
Законопроект об охране здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции подготовлен ко второму чтению.
Законопроектом запрещается потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов в местах, в которых уже действует запрет на курение табака, а также в помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах.
Закрепляются понятия, в том числе «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость», «пищевая никотинсодержащая продукция», «кальян» и др.
Вносятся соответствующие взаимосвязанные поправки в КоАП РФ, а также в том числе в следующие федеральные законы:
от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и др.