В рамках курсов для уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях по программе «Нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательной организации» состоялось заседание круглого стола «Трудности в воспитании несовершеннолетних: профессиональная деятельность органов власти и организаций в направлении снижения девиации школьников».
В работе круглого стола приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних – начальник отдела организации территориальных подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ивановской области Наталья Николаевна Гончарова, заместитель начальника регионального Департамента образования Павел Андреевич Донецкий, сотрудники ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское», преподаватели Ивановского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Детский омбудсмен обратила внимание слушателей на актуальность и важность обсуждаемой темы. В службу Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области часто поступают обращения, касающиеся школьных конфликтов между обучающимися, жестокого обращения со стороны сверстников.
Детский омбудсмен озвучила явления в молодежной и подростковой среде девиантного поведения несовершеннолетних, такие как рост преступности, увлечение подростками криминальными субкультурами, проявление жестокого отношения к людям и животным и т.п.
«Роль семьи и роль родителей в воспитании ребенка, безусловно, является ключевой, - подчеркнула детский омбудсмен. – Но при этом воспитательную функцию, согласно российскому законодательству, должны выполнять и другие социальные институты, например образовательные организации».
В 2018-2019 году аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка провел мониторинг воспитательных программ, существующих в образовательных организациях. Данный мониторинг показал неудовлетворительные результаты: образовательные программы устарели по содержанию и реализуются формально.
В 2020 году был внесен ряд изменений в части проведения воспитательной работы в образовательной организации, а именно: в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, а также в ряд внутриведомственных правовых актов Министерства Просвещения Российской Федерации, адресованных профильным ведомствам и образовательным организациям.
Татьяна Петровна Океанская обозначила эффективные ресурсы и инструменты школы в части реализации воспитательного процесса: человеческий (личностный) потенциал педагогического коллектива в образовательной организации; классный руководитель, его деятельность в рамках проведения индивидуальной воспитательной работы с учеником; развитие психологической службы и служб примирения в образовательных организациях, а также института уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях; активное внедрение технологии наставничества; эффективная работа школьных советов по профилактике.
Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области предложила провести расширенное совещание с участием представителей различных ведомств, руководителей образовательных учреждений по вопросам организации воспитательной работы в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции.
«Пандемия внесла существенные изменения в работу образовательных организаций. Вести полноценную воспитательную работу стало сложнее», - уточнила детский омбудсмен.
В рамках круглого стола обсуждались вопросы подростковой преступности; профилактики по сохранению психического здоровья ребенка, особенности становления детской психики; технологии построения конструктивного диалога с родителями в случаях девиантного поведения детей.