В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области обратилась мама двенадцатилетнего мальчишки. Поводом для обращения послужил затяжной конфликт, произошедший между учителем и ее сыном подростком. Заявительница была очень обеспокоена сложившейся ситуацией.
К сожалению, к моменту обращения матери за помощью конфликт затянулся до такой степени, что ученик стал совершать в отношении педагогических работников противоправные деяния, а к обучающимся - относиться с агрессией. При этом несмотря на хорошие способности к обучению у ребенка пропало желание посещать школу и подтверждать уровень освоения программы соответствующими отметками. В связи с противоправным поведением подросток попал в поле зрения органов внутренних дел.
Получив информацию от субъектов системы профилактики, Уполномоченным была проанализирована организация индивидуальной профилактической работы с данным ребенком. К сожалению, не обошлось без серьезных нарушений, которые способствовали лишь усугублению ситуации, а не ее исправлению. Так, среди нарушений были выявлены – несвоевременная разработка и утверждение плана по проведению индивидуальной профилактической работы, формальный подход к определению проблем и потребностей подростка и его семьи, отдельных профилактических мероприятий, осуществлению контроля над исполнением профилактической работы и ее корректировкой, неправильное определение ответственных за исполнение мероприятий и ряд других.
Но одной из выявленных проблем, которая свидетельствовала о вопиющем нарушении прав несовершеннолетнего, являлась инициатива образовательной организации в переводе обучающегося с отклоняющимся поведением на домашнее обучение посредством обращения напрямую к главному врачу медицинской организации. Также из документов было установлено, что до этого момента представителями школы маме неоднократно рекомендовалось поменять место обучения в целях смены коллектива, либо форму обучения, исключающую очное посещение уроков. При этом, Уполномоченному не удалось установить, что школой были исчерпаны все меры по оказанию помощи ученику, испытывающему сложности в социальной адаптации.
К сожалению, подобные случаи перевода «неудобных» учеников с плохим поведением на семейную или домашнюю форму получения образования широко распространены. При этом принятие руководством школ таких мер нарушает права и интересы несовершеннолетних, ведь таким обучающимся, как правило, не оказывается системная, адресная помощь, а они, в свою очередь, еще и лишаются коллектива.
По результатам рассмотрения поступившей информации, Уполномоченным в адрес заместителя мэра по социальным вопросам было направлено заключение, содержащее меры по восстановлению прав несовершеннолетнего.
Заключение Уполномоченного было рассмотрено и удовлетворено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
По результатам, в план работы с подростком и его семьей внесены необходимые мероприятия, привлечены к проведению профилактической работы иные профильные специалисты. Со школьным коллективом проведены мероприятия, направленные на сплочение, формирование доброжелательного отношения друг к другу. Даны рекомендации маме ребенка. Уже сейчас у подростка отмечаются улучшения – нет пропусков уроков, появились успехи в учебе и не только. Он принял участие в межрегиональном конкурсе и награжден дипломом.