К уполномоченному по правам ребенка в Воронежской области поступило обращение мамы 14-летней девочки, по вопросу оказания содействия в возвращении ее в семью.
Как указано в обращении, мама написала заявление о помещении дочери в приют, считая, что это временно. Когда она захотела забрать дочь из приюта, органы опеки и попечительства не дали свое согласие.
Мама считает, что права ребенка нарушены, поскольку она не ограничена в родительских правах и не лишена родительских прав.
В ходе рассмотрения обращения установлено, в семье сложились конфликтные отношения. Мать не занимается воспитанием дочери, не может установить с ней контакт, не посещает родительские собрания. Педагогами школы с мамой и девочкой неоднократно проводились профилактические беседы. Отец ребенка умер.
Мама дважды рассматривалась на заседаниях комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка.
После очередного словесного конфликта девочка ушла из дома, не сказав матери, куда и с кем направляется. Место нахождения несовершеннолетней было установлено только на следующий день сотрудниками полиции, однако мама отказалась принимать дочь
от сотрудников полиции.
Мама обратилась в органы опеки и попечительства управы района с просьбой поместить свою несовершеннолетнюю дочь в приют, по причине отсутствия взаимопонимания и постоянных конфликтных отношений.
С целью медицинского обследования перед помещением в приют девочку направили в медицинское учреждение. Возвращаться из больницы домой к матери несовершеннолетняя категорически отказалась.
Во время беседы со специалистами отдела опеки и попечительства управы района мама пояснила, что забирать дочь из приюта не собирается, так как девочка не желает с ней проживать. В подтверждение своих намерений она написала заявление в школу с просьбой отчислить дочь и забрала документы из школы.
На основании заявления мамы, а также ходатайства управы района несовершеннолетнюю направили в приют.
Органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с мамой проводилась плановая профилактическая работа: неоднократно проводились беседы о недопустимости избранных ею методов воспитания несовершеннолетней, о необходимости принимать участие жизни ребенка.
По информации школы, несовершеннолетняя состояла на внутришкольном учете с 2019 года за совершение административного правонарушения.
Девочка является ученицей Детской школы искусств с 01.09.2015. С начала 2020 года значительно снизилась посещаемость учебных занятий. Преподаватели и администрация школы не раз доводили до сведения матери информацию о систематических пропусках учебных занятий ее дочерью, а также рекомендовали обеспечить контроль за посещаемостью и выполнением домашних заданий, однако ситуация не изменилась.
За время нахождения несовершеннолетней в приюте мать посетила её только три раза.
По имеющейся информации, мама неоднократно проходила лечение в специализированных учреждениях, с целью коррекции психического и психоэмоционального состояния.
Исходя из интересов несовершеннолетней и учитывая факты ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, орган опеки и попечительства обратился в суд с исковым заявлением об ограничении матери в родительских правах в отношении несовершеннолетней.
На основании определения судьи районного суда города Воронежа, несовершеннолетняя дочь передана матери до вынесения решения суда.
В ходе судебного заседания по ходатайству прокурора была назначена комплексная психолого – психиатрическая экспертиза в отношении заявителя.
Ситуация конечно неоднозначная. На мой взгляд, суд принял правильное решение, передав ребенка матери до вынесения решения суда. Надеюсь, за время нахождения в учреждениях девочка осознала, что никакой приют или детский дом, какие бы там ни были хорошие условия и замечательные, отзывчивые сотрудники, не заменит семью.
Сейчас самое главное, найти взаимопонимание между мамой и дочкой. А для этого нужно их обоюдное желание. Ну и помощь психолога, если потребуется. Буду выяснять, в какую школу девочка пойдет учиться, и свяжусь с психологом и социальным педагогом школы, чтобы оказали помощь.
Ситуация находится на контроле уполномоченного по правам ребенка.