Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Новое в законодательстве 01.03.2021-05.03.2021

9 марта 2021 года

79

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, родителям, получившим сертификат на материнский капитал, станет проще использовать его средства для улучшения жилищных условий; упрощены правила сдачи государственной итоговой аттестации в 2021 году; суды не вправе отказывать наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка с нарушениями требований закона, в принятии искового заявления об аннулировании такой записи и др

 

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, родителям, получившим сертификат на материнский капитал, станет проще использовать его средства для улучшения жилищных условий; упрощены правила сдачи государственной итоговой аттестации в 2021 году; определено количество баллов, необходимое для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2020/21 учебном году по французскому языку, русскому языку, литературе, основам безопасности жизнедеятельности и химии; суды не вправе отказывать наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка с нарушениями требований закона, в принятии искового заявления об аннулировании такой записи и др.   

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

1. Правительству Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия, и представить соответствующие предложения;

б) проанализировать практику предоставления государственной поддержки оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям с детьми, оценив при этом комплексность подхода к решению проблем этих семей, и представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих расширение видов и форм государственной поддержки, внедрение стандартов ее предоставления с учетом потребностей каждой семьи, включая обеспечение предоставления такой поддержки по месту фактического проживания семьи;

в) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, услуг по социальному сопровождению;

г) проанализировать региональную практику по профилактике и предотвращению распространения подростковой токсикомании и представить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях регулирования оборота товаров, использование которых не по назначению может вызывать токсическое опьянение, опасное для жизни и (или) здоровья несовершеннолетних детей (в том числе товаров, содержащих сжиженный газ).

Срок − 1 июля 2021 г.

Ответственный: Мишустин М.В.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей и обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих уточнение полномочий органов опеки и попечительства, исключение из этих полномочий несвойственных им функций и закрепление правовых основ межведомственного взаимодействия при осуществлении органами опеки и попечительства своих полномочий;

б) разработать комплекс мер по подготовке и повышению квалификации работников органов опеки и попечительства.

Срок − 1 июля 2021 г.;

в) разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по профилактике социального сиротства на 2022–2025 годы, предусмотрев в нем в том числе совершенствование положений законодательства Российской Федерации о поддержке, укреплении и защите семьи, сохранении семейных ценностей.

Срок – 1 сентября 2021 г.

Ответственные: Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2021     № 280 «О внесении изменения в пункт 104 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Родителям, получившим сертификат на материнский капитал, станет проще использовать его средства для улучшения жилищных условий.

Изменения коснутся случаев, когда средства маткапитала направляются на компенсацию затрат при строительстве или реконструкции жилого дома. Теперь для этого больше не потребуется предоставлять в Пенсионный фонд сведения из акта выполненных строительных работ. Гражданам будет достаточно выписки из Росреестра о том, что земельный участок и построенный на нём дом находятся в их собственности.

С 15 апреля 2020 года сертификаты на маткапитал оформляются в беззаявительном порядке – после рождения ребёнка документ автоматически приходит матери в личный кабинет на портале госуслуг.

С 2021 года размер маткапитала увеличен до 483 882 рублей на первого ребёнка и 639 432 рублей –  на второго. Эти деньги можно направить на покупку или строительство жилья, оплату обучения, формирование накопительной части пенсии матери, приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов. Семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов на человека могут потратить маткапитал на ежемесячные выплаты на второго ребёнка до тех пор, пока ему не исполнится трёх лет.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 272 «Об утверждении Правил предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в целях проведения мероприятий, связанных с воспитанием подрастающего поколения и формированием личности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Актуализированы условия и порядок предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Грант предоставляется организации на реализацию следующих мероприятий:

проведение лекций, конкурсов, слетов, фестивалей, олимпиад и иных мероприятий;

создание первичных отделений организации в субъектах РФ.

Установлены, в числе прочего, требования к организации, а также перечень документов, представляемых организацией для получения гранта.

Размер гранта определяется исходя из потребности организации на основании данных о размере предоставленных в предыдущем году субсидий (грантов в форме субсидий) и расчетов, представленных организацией в финансово-экономическом обосновании.

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта, являются:

количество проведенных организацией мероприятий;

количество участников мероприятий, проведенных организацией;

количество просмотров в сети «Интернет» публикаций о мероприятиях, проведенных организацией;

количество первичных отделений организации в субъектах РФ.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 928 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования», с внесенными в него изменениями.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»

Упрощены правила сдачи ГИА в 2021 году.

Установлено, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.

Лица, не планирующие в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также лиц, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике, результаты которого являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Лица, планирующие в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, результаты которого используются в качестве результатов вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Для указанных лиц результаты единого государственного экзамена по русскому языку являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.  

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.03.2021 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части первой статьи 134 и абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.С. Шишкиной»

Суды не вправе отказывать наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка с нарушениями требований закона, в принятии искового заявления об аннулировании такой записи.

Конституционный Суд РФ признал пункт 1 статьи 52 Семейного кодекса РФ, пункт 1 части первой статьи 134 и абзац второй статьи 220 ГПК РФ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, служат основанием для отказа наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка в книгу записей рождений с нарушениями требований закона (в отсутствие его волеизъявления, на основании подложных документов и т.п.), в принятии искового заявления об аннулировании такой записи, а если производство по делу возбуждено - для прекращения производства по делу без его рассмотрения по существу.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что анализ практики применения пункта 1 статьи 52 Семейного кодекса РФ свидетельствует о том, что установленный в данной норме перечень лиц, имеющих право подать исковое заявление об оспаривании записи об отце ребенка в книге записей рождений, является не просто исчерпывающим, но и не подлежащим расширительному толкованию. При этом суды считают его подлежащим применению без учета обстоятельств конкретного дела, в частности, когда установлен факт несоблюдения требований пункта 2 статьи 51 данного Кодекса о подаче совместного заявления для внесения в книгу записей рождений записи об отце ребенка (в частности, наличие поддельного заявления об установлении отцовства в отношении наследодателя, при жизни не знавшего о нарушении его прав и законных интересов). Подобный подход необоснованно расширяет круг жизненных ситуаций, попадающих в сферу действия ограничений по кругу лиц, содержащихся в оспариваемой норме Семейного кодекса РФ.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в правовое регулирование оспаривания записи об отце в книге записей рождений, конкретизировав его в части определения круга лиц, наделенных правом требовать аннулирования записи о родителях в книге записей рождений для случаев несоблюдения требований пункта 2 статьи 51 Семейного кодекса РФ (о подаче совместного заявления для внесения в книгу записей рождений записи об отце ребенка), и включения в него наследников.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды общей юрисдикции не вправе отказывать наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка в книгу записей рождений с нарушениями требований закона, в принятии искового заявления об аннулировании такой записи, а если производство по делу возбуждено - прекращать производство по делу без его рассмотрения по существу.

6. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2021 № 03-217 «О количестве баллов для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников»

Определено количество баллов, необходимое для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2020/21 учебном году по французскому языку, русскому языку, литературе, основам безопасности жизнедеятельности и химии.

Списки участников заключительного этапа по соответствующим общеобразовательным предметам олимпиады будут размещены в рабочих кабинетах в облачном хранилище 9 марта 2021 года.

Отмечается, что внесение изменений в электронную систему олимпиады после даты направления настоящего письма в субъекты РФ не допускается.

7. «Методические рекомендации 2.3.6.0233-21. 2.3.6. Предприятия общественного питания. Методические рекомендации к организации общественного питания населения. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 02.03.2021)

Утверждены методические рекомендации к организации общественного питания населения МР 2.3.6.0233-21.

Методические рекомендации разработаны в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с оказанием услуг общественного питания, а также при организации питания в организованных детских коллективах.

Приводятся рекомендации:

по организации водоснабжения и водоотведения;

по организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений и к условиям работы персонала;

по устройству и содержанию помещений и территории;

по используемым оборудованию, инвентарю, посуде и таре;

по транспортировке, приему и хранению пищевых продуктов;

по технологическим процессам изготовления продукции общественного питания;

по реализации готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов;

по изготовлению кондитерских изделий с кремом;

по организации питания работников сельского хозяйства в период проведения сезонных полевых работ;

по особенностям организации питания детей.

В приложениях приведены, в числе прочего:

рекомендуемый перечень оборудования и производственных помещений предприятий общественного питания;

рекомендации по правилам обработки установок для дозированного розлива питьевой воды;

рекомендации по отбору суточных проб;

рекомендуемый состав производственных и вспомогательных помещений кондитерского цеха.

Методические рекомендации могут быть использованы при организации мер по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий общественного питания.

8. Информация Минтруда России от 01.03.2021 «Продление выплат на детей до 3 лет возвращается к привычному порядку с 1 марта»

Беззаявительный порядок продления выплат на детей до 3 лет прекращает действовать с 1 марта 2021 года.

Выплаты в размере прожиточного минимума на ребенка предоставляются семьям со среднедушевым доходом ниже 2 прожиточных минимумов на человека из средств федерального бюджета на первого ребенка, из средств материнского капитала - на второго ребенка.

Беззаявитеьный порядок продления выплат был принят на время пандемии.

После 1 марта для продления выплаты гражданам необходимо обратиться с пакетом документов в орган социальной защиты или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

9. Информация ПФ РФ от 01.03.2021 «Со 2 марта ежемесячная выплата из материнского капитала снова продлевается по заявлению»

Со 2 марта 2021 для продления ежемесячной выплаты из материнского капитала необходимо подавать заявления.

Беззаявительный порядок продления ежемесячной выплаты из материнского капитала, был введен в 2020 году из-за распространения коронавируса. Все выплаты семьям, срок предоставления которых истек с апреля прошлого года по 1 марта 2021, автоматически продлевались ПФР.

Теперь подать заявление необходимо через личный кабинет на портале ПФР, портале госуслуг или МФЦ.

ПФР напоминает, что:

заявление на выплату из материнского капитала можно подать в любое время в течение трех лет с появления второго ребенка;

ежемесячная выплата из материнского капитала предоставляется малообеспеченной семье;

выплатной период рассчитан на один год.

По мере достижения вторым ребенком года или двух лет владельцу сертификата нужно обратиться в ПФР, чтобы подтвердить право семьи на выплату.

Помимо заявления понадобятся сведения о доходах родителей и детей, которые не должны превышать двух прожиточных минимумов в месяц на человека.

В большинстве случаев ПФР сможет самостоятельно получить данные сведения в рамках межведомственного взаимодействия.

Представить сведения о доходах понадобится только в том случае, если один из родителей является военным, спасателем, полицейским или служащим другого силового ведомства, а также если кто-то в семье получает стипендии, гранты и другие выплаты научного или учебного заведения.

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1.      Закон Ивановской области от 02.03.2021 № 4-ОЗ «О прожиточном минимуме в Ивановской области»

Законом определен порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области.

В частности, установлено, что величина прожиточного минимума на душу населения в Ивановской области на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года постановлением Правительства Ивановской области с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в Ивановской области в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Признаны утратившими силу Закон Ивановской области от 16.06.1999 № 22-ОЗ «О прожиточном минимуме» и с 02.04.2021 Закон Ивановской области от 25.09.2020 № 58-ОЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Ивановской области на 2021 год».

2. Постановление Правительства Ивановской области от 03.03.2021 № 100-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 08.05.2020 № 209-п «Об утверждении регламентов по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области»

Дополнительно утвержден Регламент порядка работы культурно-досуговых учреждений в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области.

Определено, что Регламент распространяется на работу культурно-досуговых учреждений клубного типа. Урегулированы вопросы, касающиеся дезинфекционных мероприятий, организации работы персонала, мероприятий по организации работы клубных формирований (любительских объединений, студий, коллективов самодеятельного искусства, клубов по интересам).

Так, в отношении дезинфекционных мероприятий предусмотрены следующие обязанности организаций: осуществлять перед открытием учреждения генеральную уборку всех помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия; осуществлять ежедневную влажную уборку служебных помещений и мест общего пользования с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия; обеспечить наличие пятидневного запаса дезинфицирующих и моющих средств и др.

Закреплена необходимость проведения ежедневного опроса сотрудников организации о состоянии их здоровья и здоровья лиц, проживающих вместе с ними, о возможных контактах с больными COVID-2019 или лицами, прибывшими из иностранных государств или иных субъектов Российской Федерации, посредством заполнения опросника (чек-листа) по утвержденной форме. Установлен запрет на допуск сотрудника в организацию без заполненного опросника (чек-листа).

Организациям предписано обеспечить соблюдение социальной дистанции на расстоянии не менее 1,5 метра при нахождении посетителей и сотрудников в организации, в фойе (в том числе при расстановке сидячих мест), помещениях для занятий в клубных творческих объединениях.

Приведена форма опросника (чек-листа).