Школа - это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно.
Анализ обращений, поступающих к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Бурятия, показал, что с начала 2021 года увеличилось число жалоб родителей о конфликтах в школьной среде, в том числе о нарушениях прав их детей в школах города Улан - Удэ.
В этой связи Уполномоченным по правам ребенка в Республике Бурятия направлено поручение в Комитет по образованию Администрации г. Улан – Удэ о необходимости принятия дополнительных мер по нормализации психологического климата в школьной среде.
Комитетом по образованию Администрации г. Улан – Удэ издан соответствующий приказ, где приоритетным направлением определена деятельность муниципальных образовательных школ по нормализации климата в школьной среде, организации тренингов, бесед, праздников, деловых игр, направленных на укреплении дружбы в классном коллективе и предупреждение буллинга.
Директорам школ рекомендовано организовать в весенние школьные каникулы и в дальнейшие месяцы информационно - разъяснительную работу с родительской общественностью по вопросам детско - родительских отношений, духовно - нравственного воспитания, профилактике рискованного поведения.
Ответственными за улучшение психологического климата и реализацию дополнительных мер определены директора школ, классные руководители, педагоги - психологи школ, куратором обозначен Центр диагностики и консультирования г. Улан – Удэ.
Действенным механизмом в решении возникших противоречий и профилактики проблем являются школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетним.
Школьные службы примирения работают с различными видами конфликтов: между обучающимися; между обучающимися и педагогами; между педагогами и родителями.
В республике в 472 общеобразовательных организациях работает 437 школьных служб примирения. Оказывают помощь школьным службам примирения 448 «школьных» омбудсменов.
Работа школьных служб примирения (служб школьной медиации) в общеобразовательных организациях республики
№ п/п |
Наименование |
2018 |
2019 |
2020 |
1. |
Количество общеобразовательных организаций |
462 |
472 |
472 |
2. |
Количество школьных служб примирения (ШСП) |
334 |
228 |
437 |
3. |
Численность сотрудников, работающих в ШСП |
334 |
228 |
437 |
4. |
Численность родителей, включенных в работу ШСП |
128 |
161 |
164 |
5. |
Численность обучающихся, включенных в работу ШСП |
206 |
208 |
260 |
6. |
Количество рассмотренных случаев |
403 |
611 |
709 |
7. |
Из них: пришли к соглашению |
403 |
611 |
704 |
8. |
Количество служб школьной медиации (СШМ) |
154 |
200 |
214 |
9. |
Численность сотрудников, работающих в СШМ |
154 |
200 |
214 |
10. |
Численность родителей, включенных в работу СШМ |
110 |
115 |
110 |
11. |
Численность обучающихся, включенных в работу СШМ |
150 |
150 |
110 |
12. |
Количество рассмотренных случаев |
203 |
251 |
297 |
13. |
Из них: пришли к соглашению |
203 |
251 |
297 |
В вопросах разрешения школьных конфликтов очень важно заметить каждый случай, помочь детям поговорить между собой с участием третьей, независимой стороны, и прийти к примирению. Именно такая задача стоит перед службой школьного примирения, которая должна быть создана в каждой образовательной организации.