Актуальность, риски, перспективы и возможности семейного образования обсудили на круглом столе Уполномоченный по правам ребенка, представители Министерства образования и члены Комиссии Общественной палаты Новосибирской области.
На заседании в режиме открытой дискуссии подняли вопросы организации семейного образования на территории Новосибирской области, а также плюсы и минусы такой формы обучения.
В настоящее время семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление – это полноценная альтернативная форма общего среднего образования в России. В Новосибирской области в 2020-2021 гг. на семейном образовании находится 1451 ребенок, для сравнения в 2019-20 таких детей было 997, а 2018-19 – 544.
Несмотря на то, что родителям удаётся решать многие вопросы семейного образования, проблемой остаётся компенсация на него родительских затрат. На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы эти средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.
До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.
Отметим, что сегодня положения о семейном образовании и компенсации за него действуют в Пермском крае и в Свердловской области. Кроме того, родители детей-инвалидов в Челябинске с нового учебного года будут получать единую выплату в счет затрат на самостоятельное обучение. Такое решение принял губернатор региона.
Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно.
«Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Главное, чтобы родители, которые переводят детей на домашнее обучение, осознавали ответственность. Они должны понимать, что в этом вопросе на первое место должна вставать не компенсация, а то, насколько такое образование будет качественным, полным и всесторонним для ребенка», - подчеркнула Надежда Болтенко.