Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Новое в законодательстве 05.04.-09.04.2021

12 апреля 2021 года

94

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство Российской Федерации; определен порядок приобретения лекарств и медицинских изделий для детей со сложными и редкими заболеваниями; величина прожиточного минимума за IV квартал 2020 года подверглась коррекции в сторону снижения и др.

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство Российской Федерации; установлен порядок ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, которым необходима поддержка Фонда «Круг добра»; определен порядок приобретения лекарств и медицинских изделий для детей со сложными и редкими заболеваниями; величина прожиточного минимума за IV квартал 2020 года подверглась коррекции в сторону снижения и др.  

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1. Федеральный закон от 05.04.2021 № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Упрощена процедура передачи в аренду объектов госсобственности для организации питания обучающихся или занятия ими спортом.

Согласно общему правилу, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, то заключению такого договора должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения договора.

В соответствии с принятым законом требование о проведении оценки последствий заключения договоров не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся, организации и создания условий для занятия ими физической культурой и спортом, а также обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

2. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство РФ.

Закон вводит понятие просветительской деятельности - это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.

Просветительскую деятельность осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физлица, ИП и (или) юрлица при соблюдении установленных данным законом требований.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

3. Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 № 545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей»

Определен порядок приобретения лекарств и медицинских изделий для детей со сложными и редкими заболеваниями.

Потребность в препаратах будет определять экспертный совет Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра». Закупать препараты будет Минздрав России или подведомственные ему учреждения, а также сам Фонд.

Предусматривается, что финансовое обеспечение осуществляемых Фондом закупок, ввоза и доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий будет осуществляться за счет грантов в форме субсидий, предоставляемых Фонду из федерального бюджета, а также добровольных имущественных взносов и пожертвований физических и юридических лиц и иных источников в соответствии с законодательством РФ.

Поставщики лекарственных препаратов, медицинских изделий представляют в Фонд в порядке, установленном договором поставки, документы, подтверждающие факт получения организациями-получателями лекарственных препаратов, медицинских изделий с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных препаратов, медицинских изделий, в том числе накладные и акты приема-передачи.

Также Фонд будет мониторить движение и учет лекарственных препаратов, медицинских изделий и при необходимости осуществлять их перераспределение между организациями-получателями.

4. Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 № 555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей»

Установлен порядок ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, которым необходима поддержка Фонда «Круг добра».

Информационный ресурс ведется в электронном виде в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в целях реализации дополнительного механизма оказания таким детям медицинской помощи (при необходимости за пределами РФ), обеспечения их лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.

Информационный ресурс включает в себя федеральный и региональные сегменты.

Посредством информационного ресурса обеспечиваются, в частности:

обработка и хранение заявок органов исполнительной власти субъектов РФ, поданных в целях обеспечения оказания медицинской помощи конкретному ребенку;

размещение утвержденных попечительским советом Фонда перечня лекарственных препаратов, закупаемых для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, а также сведений о предложениях, на основании которых сформированы указанные перечни;

учет информации о детях с орфанными заболеваниями и их родителях (законных представителях);

сбор и анализ сведений об обеспечении детей лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.

Доступ к информационному ресурсу осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Пользователями информационного ресурса являются:

Минздрав России и подведомственное ему казенное учреждение, осуществляющее организацию и проведение закупок лекарственных препаратов для нужд Фонда;

Фонд поддержки детей «Круг добра»;

ФФОМС и его территориальные фонды;

органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;

федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, - в части сведений о детях с орфанными заболеваниями, являющихся пациентами подведомственных медицинских организаций;

медицинские организации - в части сведений о детях с орфанными заболеваниями, являющихся пациентами соответствующей медицинской организации.

5. Приказ Минтруда России от 16.03.2021 № 124н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 года». Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 № 62989.

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2020 года подверглась коррекции в сторону снижения.

В целом по РФ за указанный период величина прожиточного минимума на душу населения составила 11329 рублей, для трудоспособного населения - 12273 рубля, пенсионеров - 9348 рублей, детей - 11140 рублей (для сравнения - в III квартале 2020 года были установлены следующие параметры: величина прожиточного минимума на душу населения - 11606 рублей, для трудоспособного населения - 12542 рубля, пенсионеров - 9519 рублей, детей - 11580 рублей).

В соответствии с законодательством РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года.

6. Письмо Минпросвещения России от 16.03.2021 № ДГ-579/07 «О направлении рекомендаций»

Разъяснен порядок взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, и образовательных организаций, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (детьми-инвалидами).

Отмечается, в частности, что взаимодействие может быть организовано несколькими способами:

включение представителей общественных объединений инвалидов в коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации;

включение представителей общественных объединений инвалидов в состав комиссии по проведению обследования и паспортизации доступности для инвалидов объектов образовательной организации и предоставляемых на них услуг, в том числе в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, определения мер, обеспечивающих удовлетворение их потребностей;

совместная разработка планов и программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов);

совместная информационно-просветительская деятельность.

Формами осуществления взаимодействия являются:

взаимное информирование и координация деятельности;

участие в реализации государственных и муниципальных программ;

учет мнений и предложений общественных объединений и общественных организаций инвалидов по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов, в подготовке проектов законов, иных нормативных актов регионального, муниципального уровней, а также внутренних документов образовательной организации, реализующей или начинающей реализацию адаптированных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

обеспечение права на получение информации;

социальное партнерство.

Также приводятся функции органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов в реализуемых мероприятиях.

7. Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10.02.2021 № 62 «О прохождении медосмотров работниками образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся»

Работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры вне зависимости от занимаемой должности и вида выполняемой работы.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ (далее - Порядок), и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В соответствии с пунктом 25 приложения к Порядку предусмотрено проведение медосмотров при выполнении работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

На основании изложенного, работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры вне зависимости от занимаемой должности и вида выполняемой работы.

8. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций»

Школам даны рекомендации по открытию классов «Психолого-педагогической направленности».

В направленных методических рекомендациях приведены:

алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;

методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

Предусматриваются, в том числе гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки; примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения; примерные варианты учебных планов профилей.

9. Письмо Рособрнадзора от 01.04.2021 № 04-26 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»

Рособрнадзор разъясняет особый порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году.

Сообщается, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории РФ, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования 2021 года существует ряд особенностей.

Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 256. Издан Приказ Минпросвещения России № 105, Рособрнадзора № 307 от 16.03.2021 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году».

Разъясняется, в том числе о порядке ведения видеозаписи в ходе проведения ГВЭ, а также о порядке проведения ГВЭ в пунктах проведения экзаменов.

10. Информация Федеральная налоговая служба России от 06.04.2021 «Принят закон о введении вычета по НДФЛ за физкультурно-оздоровительные услуги»

Федеральная налоговая служба напоминает о праве граждан возместить часть расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, заявив вычет по НДФЛ.

Заявить вычет можно в декларации по форме 3-НДФЛ в отношении расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, понесенные начиная с 2022 года.

Вычет предоставляется в размере фактических расходов, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период.

Гражданин вправе учесть также расходы на физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет.

Получить вычет можно, если физкультурно-спортивная организация (индивидуальный предприниматель) включены в соответствующий перечень, ежегодно формируемый Минспортом России. Первый перечень будет сформирован не позднее 1 декабря 2021 года и размещен на его официальном сайте.

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Закон Ивановской области от 31.03.2021 № 23-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»

Уточнены категории граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Дополнительно установлено следующее: в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей; в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100 процентов величины прожиточного минимума для детей.

Указано, что размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей, а перерасчет размера ежемесячной выплаты гражданам, которым она назначена до 01.04.2021, производится на основании соответствующего заявления, поданного ими после 01.04.2021.

2. Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 29.03.2021 № 21 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области и подведомственных учреждений в части соблюдения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Определены цели, основные направления и особенности осуществления Департаментом социальной защиты населения Ивановской области ведомственного контроля за деятельностью его территориальных органов и подведомственных учреждений: организаций социального обслуживания семьи и детей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, к целям ведомственного контроля отнесены выявление нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др.

Установлено, что ведомственный контроль осуществляется посредством проведения Департаментом проверок и мониторинга деятельности территориальных органов и подведомственных учреждений по следующим направлениям деятельности: исполнение требований законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании заявления несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, и др.

Приведены формы отчетных документов.