Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

В Ивановской области обсудили проблемные вопросы обращения взыскания на денежные средства должников с представителями соответствующих ведомств и банков

22 апреля 2021 года

69

Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в рамках реализации Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обсуждались в рамках рабочего совещания, которое состоялось 21 апреля 2021 года.

Совещание состоялось по инициативе Океанской Татьяны Петровны, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, совместно с Тяпкиной Натальей Витальевной, руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области – главным судебным приставом Ивановской области.

К участию в разговоре были приглашены сотрудники ведомств и организаций, обеспечивающих соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: сотрудники ведомств, осуществляющих назначение и предоставление социальных выплат (Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации); представители банковской сферы (Банка ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», ПАО Сбербанк), а также сотрудники Банка России; работники регионального Управления Федеральной службы судебных приставов.

Открывая совещание, Татьяна Петровна Океанская подчеркнула, несмотря на то, что статьей 101 закона «Об исполнительном производстве» предусмотрен запрет на обращение взыскания на алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т.д., довольно часто на практике встречаются ситуации, когда происходят списания  со счетов граждан в рамках исполнительного производства денежных средств, составляющих социальные выплаты, либо накладывается арест на денежные средства, находящиеся на банковском счете, на который поступают социальные выплаты. С этими вопросами регулярно обращаются граждане к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области.

«Наша задача сегодня - разобраться, в какой части цепочки «лицо, выплачивающие гражданину заработную плату, или иные доходы – банк, обслуживающий счет должника, – судебный пристав-исполнитель» происходит сбой и нарушение 101 статьи закона «Об исполнительном производстве», - подчеркнула Татьяна Петровна Океанская.

Главный судебный пристав Ивановской области Наталья Витальевна Тяпкина обратила внимание участников совещания, что причиной подобных ситуаций является то, что судебным приставам-исполнителям и банкам не всегда известен характер поступивших денежных средств и их назначение.

1 июня 2020 года вступили в силу изменения в Закон «Об исполнительном производстве», предусматривающие, что лица, вылащивающие гражданину зарплату и иные доходы, в отношении которых установлены ограничения или не может быть обращено взыскание, обязаны в расчетных документах указывать код вида доходов, а также сумму, взысканную по исполнительному документу.

В исполнении Федерального закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 Центробанк разработал системы кодов для обозначения видов доходов в целях их фиксации в платежных документах. Необходимость в кодировании («окрашивании») возникла вследствие того, что судебные приставы-исполнители не могли определить назначение перечисления и вид доходов по документам от работодателя.

Принцип работы нового механизма заключается в следующих правилах:

- работодатель или иное лицо, выплачивающее доходы в пользу физических лиц, обязаны при перечислении доходов в их пользу указывать в платежных документах специальные коды, которые позволяют идентифицировать вид дохода;

- лица, выплачивающие зарплату или иной доход в пользу должника, обязаны указывать в платежных или расчетных документах величину удержанной суммы в рамках исполнительного производства (по исполнительному листу) на основании  ч. 3 ст. 98 Закона «Об исполнительном производстве»;

- банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, обязаны обеспечивать соблюдение требований исполнительного производства (обращать взыскания), на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику доходы, в расчетной документации (ч. 5.2 ст. 70 Закона «Об исполнительном производстве»);

- банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, обязаны выделять сумму дохода, в отношении которого может быть обращено взыскание, при зачислении на счета сумм доходов, по которым взыскания запрещены или имеют ограничения.

В рамках совещания его участники обозначили ситуации, когда данный механизм работает некорректно. Так, программное обеспечение ведомств, осуществляющих назначение и предоставление социальных выплат, не всегда синхронизируется с тем компьютерным обеспечением, которое используют банки и иные кредитные организации. Довольно часто возникают случаи, когда работодатель по тем или иным причинам не указывает в расчетных документах код вида дохода и/или не указывает сумму денежных средств, которая уже была взыскана по исполнительному листу. Это приводит к повторным списаниям средств со счета должника, при этом общий размер списанных средств может превышать 70% от суммы заработной платы и иных доходов. Должники, среди которых много родителей (законных представителей), воспитывающие несовершеннолетних детей, оказавшись в такой ситуации, начинают паниковать и не знают, как действовать, куда обращаться.

Если  счет, куда поступают социальные выплаты, арестован судебным приставом-исполнителем и проведено списание денег в счет погашения исполнительного документа, следует обратиться к приставу-исполнителю, у которого находится на исполнении исполнительное производство, либо обратиться на телефонную горячую линию, организованную Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области: (4932)48-26-50; (4932)48-26-52; (4932)32-70-27.

Важно понимать, что даже после блокировки банковской карты гражданин в любой момент может прийти в отделение банка и лично снять денежные средства (алименты, пенсии по случаю потери кормильца, детские пособия и т.п.) с банковского счета, то есть доступ к денежным средствам, на которые не может быть обращено взыскание, не ограничивается.  

В завершении совещания его участники сошлись во мнении, что для защиты от необоснованных списаний денежных средств необходимо законодательно предусмотреть такое понятие, как  «специальный социальный банковский счет» для зачисления денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Кроме того, собравшиеся пришли к выводу, что важно продолжить работу с работодателями, выплачивающими должнику заработную плату, по разъяснению их обязанности указывать в расчетных документах код вида дохода, а также сумму, взысканную по исполнительному документу; размещать на различных площадках, в том числе Интернет-ресурсах, информационные материалы в формате буклетов, памяток, видеороликов для граждан и работодателей или лиц, выплачивающих зарплату или иной доход в пользу должника.

Совещание состоялось в режиме активного диалога. В результате выработаны конструктивные решения, которые после завершения процедуры согласования будут осуществляться на практике.