Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Новое в законодательстве 26.04.-10.05.2021

11 мая 2021 года

89

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, Правительству даны поручения, в том числе касающиеся выплат беременным женщинам, малообеспеченным семьям с детьми, разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел о неуплате алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, Правительству даны поручения, в том числе касающиеся выплат беременным женщинам, малообеспеченным семьям с детьми, развития внутреннего туризма, поддержки малого бизнеса; расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми; скорректированы показатели (индикаторы) подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» и установлен порядок предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам; разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел о неуплате алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» (утв. Президентом РФ 23.04.2021 № Пр-676)

Президент РФ поручил проверить по каждому субъекту РФ обоснованность цен, сложившихся на первичном рынке жилья.

Также Правительству РФ поручено, в числе прочего:

ускорить подготовку и внесение в Федеральный закон «О персональных данных» изменений, направленных на усиление защиты персональных данных граждан, а также на содействие развитию российских организаций, разрабатывающих программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы;

принять дополнительные меры, направленные на недопущение случаев неоправданного завышения стоимости услуг по подключению общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету;

обеспечить контроль за соблюдением в субъектах РФ темпов создания дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в дошкольных образовательных организациях, обратив особое внимание на оптимизацию стоимости создания одного такого места.

2. «Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию» (утв. Президентом РФ 02.05.2021 № Пр-753)

Правительству даны поручения, в том числе касающиеся выплат беременным женщинам, малообеспеченным семьям с детьми, развития внутреннего туризма, поддержки малого бизнеса.

Утвержден перечень поручений по реализации Послания Президента РФ от 21 апреля 2021 года, в числе которых, в частности:

предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты в размере 1/2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, женщинам со сроком беременности шесть и более недель, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ;

предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты детям в возрасте от 8 до 17 лет в размере 1/2 величины прожиточного минимума ребенка, установленной в субъекте РФ, в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов;

предоставление в августе 2021 г. единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей семьям, имеющим детей в возрасте от 6 до 18 лет, предусмотрев для школьников-инвалидов особый порядок осуществления такой выплаты;

продление программы возмещения части стоимости оплаченного турпродукта до конца 2021 года (возмещение 50% стоимости оплаченного туристского продукта для детей; возмещение части стоимости турпродукта финалистам и победителям олимпиад, конкурсов, добровольческих (волонтерских) и творческих инициатив);

направление в 2021 - 2024 годах дополнительно не менее 24 млрд. рублей на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сельских домов культуры, модернизацию библиотек;

направление до 2023 года дополнительно не менее 10 млрд. рублей на ремонт зданий федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, основным направлением деятельности которых является подготовка педагогических кадров;

применение долгосрочных рыночных механизмов, гарантирующих предсказуемость цен на товары, насыщение внутреннего рынка качественной продукцией, а также стимулирующих инвестиционную активность организаций, в том числе за счет снижения рисков ведения бизнеса.

3. Федеральный закон от 30.04.2021 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми.

Мера господдержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей предоставляется матери или отцу, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).

Согласно принятому закону целью такого ипотечного кредита (займа) в числе прочего может быть:

строительство на территории РФ объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);

приобретение объекта ИЖС, строительство которого не завершено;

уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива и др.

Определен перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по договорам, на погашение которых направляются средства в рамках мер господдержки.

4. Федеральный закон от 30.04.2021 № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

Расширен перечень задач, решение которых будет обеспечиваться Единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее – ЕГИСО).

К задачам ЕГИСО в числе прочего отнесено осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

Органы и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, представляют посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия данные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации в целях предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона по 31 декабря 2023 года устанавливается переходный период, в течение которого проводятся организационные и технологические мероприятия в целях реализации положений частей 5.1 и 5.2 статьи 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

5. Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 № 672 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Скорректированы показатели (индикаторы) подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» и установлен порядок предоставления субъектам РФ субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при создании условий для роста благосостояния граждан и предоставлении благоустроенных жилых помещений.

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

наличие в субъекте включенных в список на получение жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и (или) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше;

наличие правового акта, определяющего уполномоченный орган по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;

наличие правового акта, определяющего порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»

Разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел о неуплате алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

В частности, сообщено следующее:

период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов;

уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.). При оценке соответствующих обстоятельств судье следует принимать во внимание, имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. В качестве уважительной причины неуплаты алиментов не может рассматриваться несогласие лица, обязанного уплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате на содержание детей или нетрудоспособных родителей, установленным судебным актом либо соглашением об уплате алиментов;

если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что судом уменьшен размер алиментов или задолженности по ним либо лицо освобождено от уплаты алиментов (задолженности) за период, отраженный в протоколе об административном правонарушении, и с учетом данных обстоятельств, а также выплаченных ранее сумм судья придет к выводу об отсутствии неуплаты за указанный период, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения;

достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия в результате вступления в брак, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), усыновление (удочерение) ребенка, на содержание которого взысканы алименты, смерть ребенка не могут быть признаны основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, при условии образования задолженности по алиментам за период, предшествовавший указанным событиям (действиям).

7. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 № 1151-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу»

Определены мероприятия по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу.

Среди таких мероприятий, в том числе:

организация и проведение информационно-коммуникационных мероприятий, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции среди молодежи, в трудовых и иных организованных коллективах;

разработка мероприятий, направленных на дополнительную защиту несовершеннолетних граждан от табака и иной никотинсодержащей продукции;

осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере запрета рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции, в том числе в сети Интернет;

осуществление контроля (надзора) за соблюдением запрета на оптовую и розничную торговлю насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья, в том числе в Интернет;

присоединение Российской Федерации к Протоколу о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

8. «МР 2.3.0237-21. 2.3. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.03.2021)

Актуализированы методические рекомендации по проведению мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях.

Взамен МР 2.3.0167-20 утверждены методические рекомендации «МР 2.3.0237-21. 2.3. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях».

В настоящих методических рекомендациях представлены: материалы по подготовке и проведению анкетирования и мониторинга питания школьников, поставлены задачи разработки региональных программ профилактики нарушений здоровья детей, обусловленных пищевым фактором с учетом установленных факторов риска, прогноза ожидаемой эффективности программных мероприятий и управленческих решений, направленных на снижение рисков здоровью детей, оказания методического сопровождения территориям участникам пилотного проекта в разработке региональных программ профилактики.   

9.  Информация Минтруда России от 26.04.2021 «Подача заявления на прохождение медико-социальной экспертизы доступна на портале Госуслуг»

На портале Госуслуг запущен обновленный сервис подачи заявлений на прохождение медико-социальной экспертизы.

Дистанционно подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы возможно по следующим направлениям:

получение справки об инвалидности при изменении персональных данных, копии акта медико-социальной экспертизы и протокола ее проведения, а также дубликата справки об инвалидности;

изменение причины инвалидности;

внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида;

обжалование решения медико-социальной экспертизы;

определение причины смерти инвалида;

самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы при отказе медицинской организации или органа социальной защиты в направлении на медико-социальную экспертизу.

До конца 2021 года сервис будет расширен функционалом «Электронной регистратуры» для самостоятельного выбора гражданином времени прохождения МСЭ, на текущий момент после подачи заявки с гражданином связываются сотрудники бюро МСЭ для уточнения удобного времени прохождения медико-социальной экспертизы.

Временный порядок признания гражданина инвалидом и продления ранее установленной инвалидности, который позволяет исключить личное участие гражданина, действует до 1 октября 2021 года. Если инвалидность оформляется впервые, то определение группы и составление индивидуальной программы реабилитации осуществляется на основании медицинских документов. Для детей-инвалидов установление группы по достижению 18 лет также проходит без личного посещения учреждений бюро МСЭ. Для тех граждан, кому инвалидность была установлена ранее, в период действия временного порядка она автоматически продлевается вместе с программой реабилитации.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Указ Губернатора Ивановской области от 05.05.2021 № 74-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»

Уточнены ограничения, установленные до снятия режима повышенной готовности в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области. Так, дополнено, что запрет на проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных и иных мероприятий с очным присутствием граждан не распространяется на проведение на открытом воздухе на территории общественных пространств, парков культуры и отдыха концертов, театральных и иных представлений, фестивалей, игровых программ, конкурсов, смотров, викторин, лотерей, дискотек в соответствии с требованиями регламента к порядку их проведения, утвержденного Правительством Ивановской области.

2. Постановление Правительства Ивановской области от 05.05.2021 № 225-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 08.05.2020 № 209-п «Об утверждении регламентов по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области»

В новой редакции изложен Регламент порядка организации мероприятий, в том числе в период государственных и религиозных праздников, на территории общественных пространств, парков культуры и отдыха в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области (ранее - Регламент порядка функционирования общественных пространств и организаций в период празднования Нового года, Рождества Христова и Масленицы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ивановской области). В частности, разрешено проведение на открытом воздухе мероприятий, позволяющих предотвратить массовое скопление людей, при соблюдении требований, установленных Регламентом. При этом не допускается нахождение на территории общественных пространств лиц в возрасте 65 лет и старше (за исключением лиц, прошедших в установленном порядке вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), и лиц, имеющих медицинский документ, подтверждающий выявление антител класса G (IgG) к вирусу SARS-CoV-2, до улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации).