В преддверии нового учебного года в Доме журналистов состоялся паблик-ток на тему: «Безопасное детство. Новые вызовы». Участие в разговоре приняли уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков, и.о. министра цифрового развития и связи Юрий Гущин, заместитель министра социальной политики Евгений Шаповалов и главный педиатр Свердловской области доктор медицинских наук Любовь Малямова.
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков, открывая встречу, начал с приятного. Он рассказал о том, что на прошедшем в Ленинградской области съезде уполномоченных по правам ребенка, в котором он принял участие, Свердловская область была отмечена как одна из десяти лучших регионов страны по реализации акции «Безопасность детства».
Что это означает в современных условиях?
— На съезде уполномоченных по правам ребенка поднимались вопросы информационно-психологической безопасности детей, мы говорили о том, что важно ориентироваться на источники возникновения рисков, обеспечить кибербезопасность школьников, — рассказал Игорь Мороков.
Для современного школьника виртуальная реальность, интернет и технологии – неотъемлемая часть жизни. Поэтому в министерстве цифрового развития и связи Свердловской области считают особенно важным научить подрастающее поколение базовым навыкам поведения в цифровом мире.
— Ключевыми навыками, на наш взгляд, являются умение обходить киберугрозы и обеспечивать сохранность важной информации. Мы рады, что с помощью проекта «Уроки цифры» при активном содействии министерства образования и молодежной политики Свердловской области мы можем донести ценные знания до школьников нашего региона, — считает и.о. министра цифрового развития и связи Свердловской области Юрий Гущин.
Основная цель этих уроков – объяснить школьникам, с какими угрозами они могут столкнуться в сети, а также обучить навыкам безопасного поведения в интернете. Акцент при этом сделан на поведении в социальных сетях и онлайн-общении с друзьями, поскольку, по данным различных исследований, именно эта активность привлекает детей в интернете в первую очередь.
Из «Уроков цифры» по кибербезопасности школьники с 1 по 11 класс узнают о том, что такое кибербуллинг, как его избежать и чем чревато участие в травле. Ученики начальной и средней школы познакомятся с такой темой, как приватность аккаунтов: они узнают, какие пароли следует заводить для аккаунтов, как часто их менять и какие данные о себе можно, а какие не рекомендуется оставлять в открытом доступе. Помимо этого, для самых юных пользователей – с 1 по 4 класс – предусмотрен блок «Никогда не разговаривайте с неизвестными». На игровых примерах они узнают, почему не стоит общаться с незнакомцами в интернете и какие меры безопасности следует предпринимать, чтобы избежать опасных контактов. Школьникам постарше – с 5 по 8 класс – предстоит познакомиться с такой угрозой как фишинг и узнать, как от нее уберечься и что делать, если все-таки попался на удочку мошенников.
Старшеклассники узнают, в чем опасность личных встреч с интернет-друзьями, которых никогда не видел в реальной жизни, и почему не стоит слишком активно делиться в сети информацией о своей личной жизни.
Очень полезная информация! И не только для детей. Просто, как на притчу, сегодня трижды автор этих строк подвергся фишингу (ладно хоть не кибербуллингу), попытке использовать персональные данные и тупой разводке. При выходе из дома участковый полицейский попросил сообщить фамилию-имя-отчество, число-месяц-год рождения, и поставить свою подпись (ага, сейчас!) на каком-то листочке, подтвердив этим факт того, что он предупредил меня о процветании мошенничества в районе. А потом позвонили на личный и рабочий телефоны из, якобы, банка («У вас с карты списывают крупные суммы денег!») и, якобы, завода по производству пластиковых окон («Обеспечьте доступ в квартиру для бесплатной профилактики окон).
Спасибо участникам паблик-тока за интересный и полезный разговор!