С целью повышения уровня правовой грамотности школьных омбудсменов, организационно-методической помощи им Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области Татьяной Петровной Океанской инициирован проект «Правовой марафон», первое занятие в рамках которого состоялось 23 сентября 2021 года и было посвящено вопросам профилактики жестокого обращения с детьми, семейного насилия.
Тема первого занятия была выбрана не случайно: в регионе с 20 сентября по 17 октября проходит межведомственной акции «В семье без насилия», направленная на профилактику семейного неблагополучия и травматизма детей, на предупреждение преступности в отношении несовершеннолетних и защиту их прав.
В вебинаре 23 сентября приняли участие 100 уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях из всех муниципалитетов региона.
Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская выступила по теме «Жестокое обращение с ребенком: виды, причины, последствия, помощь». Детский омбудсмен подробно остановилась на видах жестокого обращения (физическом, сексуальном, психическом (эмоциональном), пренебрежении основными потребностями ребенка), его причинах (медико-психологических, социологических, ситуационных) и его последствиях, а также помощи в ситуациях, когда ребенок подвергается жестокому обращению (детский телефон доверия 8-800-2000-122, телефонная линия «Ребенок в опасности» 8-800-250-37-31, единый номер службы спасения – 112, полиция, органы опеки и попечительства,).
«Ребенка, подвергающегося любому из видов насилия, можно определить по изменениям в его поведении. Поэтому педагогам в школах необходимо быть бдительными, чтобы заметить любые изменения в поведении ребенка, его пищевых пристрастиях, внешнем виде и т.д. Всё это может, в том числе свидетельствовать о том, что ребенок подвергается жестокому обращению.
Чтобы предотвратить совершение преступления против несовершеннолетних, педагогам требуется сейчас внимательное отношение к детям: смотреть им в глаза, слушать, что они говорят, понимать, о чём они молчат, наблюдать за изменениями в их поведении», - считает Татьяна Петровна Океанская.
О некоторых аспектах профилактики преступлений против несовершеннолетних говорила Наталья Александровна Соловьева, старший инспектор (по делам несовершеннолетних) отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления МВД России по Ивановской области. Сотрудник полиции обратила внимание участников вебинара на вопрос совершения преступлений несовершеннолетними, а также в отношении несовершеннолетних.
«Не редко на путь преступления встают дети, в отношении которых взрослыми, в том числе родителями или членами семьи, совершались преступления», - подчеркнула Татьяна Петровна Океанская.
Направления взаимодействия образовательных организаций и органов опеки и попечительства обозначила Елена Юрьевна Стахеева, начальник отдела по опеке и попечительству Департамента социальной защиты населения.
Для сведения:
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения:
Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Сексуальное насилие — это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).
О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.
Психологическое или эмоциональное насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
Причины жестокого обращения:
- медико-психологические – воспроизводство выросшим ребенком ролевых моделей своих родителей;
- социологические – влияние социальных факторов: бедность, безработица, внезапная потеря работы, скученность, социальная изоляция, неудовлетворение собой, окружающими, жизнью в целом, а также социальные стереотипы: культ силового метода решения проблем, физическое наказание эффективный способ воспитания;
- ситуационные – сочетание определенных обстоятельств в микросреде: особенности родителей (импульсивность, послеродовая депрессия), особенности поведения ребенка, несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нарушение отношений в семье и т.п.