Школа № 26 в Архангельске одна из первых в области приступила к реализации идей инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, выбрав для этого модель ресурсного класса.
Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками. В условиях ресурсного класса многие навыки особыми детьми усваиваются быстрее и успешнее. При этом лучше учатся и обычные ученики. Дети понимают, что у всех разные возможности и в этом нет ничего неправильного. В этой общей атмосфере внимания, искренности и заботы у всего класса формируется не только умение работать в команде, но и понимание, как действовать и помогать друг другу в разных ситуациях.
Елена Молчанова подчеркнула, что создание инклюзивной среды в образовании помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе в целом. С детского возраста дети видят особенных сверстников как полноценных членов общества. С этим восприятием они идут и во взрослую жизнь.
В классе созданы необходимые образовательные условия для детей с аутизмом: оборудована специальная пространственная зона для детей, оснащенная современными средствами обучения, играми и игрушками, средствами для снятия эмоциональной и физической нагрузки; есть команда неравнодушных и грамотных педагогов; высока заинтересованность руководства школы в развитии инклюзивной среды.
– Это первый опыт и первый результат большой совместной работы администрации города, регионального министерства образования, депутатского корпуса, самой школы и, конечно же, родителей. Без их инициативы и помощи, без их активности не было бы этого результата, отметила Елена Молчанова. Однако запрос на создание специальных условий обучения в целом в школах области достаточно высок, и так, как это получилось в 26 школе, получится далеко не у всех. Поэтому вопросы кадрового, финансового, материально-технического обеспечения развития инклюзивного образования требуют дополнительной проработки.
Также уполномоченный по правам ребенка вместе с родителями проконтролировала организацию бесплатного питания в начальных классах школы №26. Родителям для проведения дальнейших регулярных и качественных проверок были выданы памятки, подготовленные Роспотребнадзором. В день проверки недостатков и нарушений в школьной столовой выявлено не было. При этом остается весьма актуальной совместная работа семьи и школы по формированию культуры здорового питания. Для этого следует проводить не только беседы, но использовать анимацию, иные формы обучения, которые были бы интересны детям.
Не остался без внимания уполномоченного и новый вход в здание школы, оборудованный рамках государственной программы «Доступная среда».
– Как положительное следует отметить, что все работы, начиная с этапа их планирования и до приемки, согласовывались со специалистами-экспертами в области создания доступной среды. Вся основные мероприятия выполнены качественно и уже завершены. Важный элемент, который необходимо дополнить, – это установка сигнальной кнопки вызова, а также закрепление обязанностей по работе с этими вызовами за подготовленными сотрудниками. Руководство школы это понимает, а значит доступность в здание школы не будет формальностью.