Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

От слов к делу

10 февраля 2022 года

80

Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Марина Песчанская выступила перед участниками методического семинара для завучей по воспитательной работе средних школ города Севастополя по вопросу организации работы с детьми с девиантным поведением, который прошел 9 февраля в Севастопольском институте развития образования.

Уполномоченный по правам ребенка Марина Песчанская и директор Департамента образования и науки города Севастополя Лариса Сулима, обращаясь к участникам семинара, отметили актуальность и важность профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних. Детский омбудсмен сообщила, что по количеству обращений в ее адрес вопросы, затрагивающие интересы детей в сфере образования, занимают второе место после социальной тематики. Особую озабоченность вызывают случаи проявления в отдельных школах города девиантного поведения учащихся, имеющего природу разной нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В аппарат Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе поступают обращения от всех участников образовательного процесса - родителей, педагогов и самих детей. Во всех случаях должен быть применим общий для учебных заведений алгоритм действий, работа с родительским сообществом необходимо проводить по алгоритму прохождения ПМПК и защите прав ребенка при его переводе на адаптивную программу обучения. Кроме того, необходимо создание условий обучения и воспитания ребенка в той конкретной школе, в которой он и обучался с учётом мнения родителей.

Нередко решением конфликтной ситуации является предложение о переводе ребенка в другую школу в связи с его поведением, при этом остальные родители просят директора оградить их детей от негативного влияния нового ученика. В таких случаях аппаратом Уполномоченного по правам ребенка проводилась разъяснительная работа с родительским сообществом и принимались меры на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних, которая рассматривала решения о постановке семей в категорию «трудная жизненная ситуация» и получении ими помощи от всех субъектов профилактики.

Вместе с тем есть случаи, когда дети с девиантным поведением сами нуждаются в защите их личных прав, например, имеются показания к индивидуальной форме обучения или обучения в коррекционном классе. Для решения таких проблем Уполномоченный обратилась с предложением провести мониторинг по обучению детей с ОВЗ в Севастополе с целью систематизации обучения детей и защиты прав всех детей на образование. Взаимодействие всех субъектов профилактики требует четкой и конструктивной скоординированности действий.

Отдельно Марина Песчанская отметила важность работы классных руководителей для поддержания дисциплины, управления образовательным процессом и поддержания психологического климата в классе. Классные руководители не могут пренебрегать жалобами учеников, должны наблюдать за ситуацией. Разобраться в конфликте, вовремя принять меры - главная задача классного руководителя. Особое внимание необходимо уделять контролю за посещаемостью, а также передаче детей младших классов законным представителям по окончании занятий. Резонансные случаи, имевшие место в городе, показывают, что системная работа имеет пробелы, в том числе не учитывались условия проживания и взаимоотношения ребенка в семье, его незанятость, отсутствие дружбы и взаимопомощи в классе.

Часть вопросов, попавших на рассмотрение в аппарат Уполномоченного, могли быть успешно разрешены в стенах самих образовательных организаций - классными руководителями, социальными педагогами, школьными психологами, советниками директоров по воспитательной работе, заместителями директоров школ по воспитательной работе. Например, тема буллинга в одной из школ Гагаринского района. В подобных случаях школы обязаны сделать акцент на воспитательной работе, выяснить интересы каждого учащегося, вовлекать их в различные формы активности, проводить серьезную работу с родителями.

Тематические доклады для руководителей воспитательного процесса в школах так же представили советник директора Департамента образования и науки города Севастополя Артём Пивень, начальник Управления государственной политики в сфере оценки качества образования Департамента образования и науки города Севастополя Галина Кириёнок и методист Севастопольского института развития образования, куратор работы регионального методического объединения педагогов-психологов Ирина Ефимова. В ходе семинара рассмотрены аспекты профилактической работы в школах, результаты мониторинга по выявлению девиантного поведения и вопросы методического обеспечения деятельности педагогов-психологов по девиантному поведению обучающихся.

Марина Песчанская особо отметила, что повышение правовой грамотности детей и родителей стоит на первом месте. С этой целью она предложила провести мероприятия, направленные на предупреждение случаев травли в образовательных учреждениях, в том числе в отношении педагогов, а также организовать совместные с Департаментом образования и науки акции, приуроченные ко Дню защиты детей и Всемирному дню ребенка.