Ольга Панчихина встретилась с основателями - инициативными родителями, создавшими в 2014 году АНО помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «РАССВЕТ». Они как никто другой знают, как растить и как жить с ребенком с расстройством аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм — это расстройство, в возникновении которого задействован целый комплекс факторов.
Ольга Панчихина встретилась с основателями - инициативными родителями, создавшими в 2014 году Автономную Некоммерческую Организацию помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «РАССВЕТ». Они как никто другой знают, как растить и как жить с ребенком с расстройством аутистического спектра, они стали помогать сначала себе и своим детям, и вот уже много лет они помогают другим родителям.
На встрече руководители рассказали, как про свои проекты - Центр «Рассвет», Инклюзивный проект «Ресурсная группа в детском саду», Инклюзивный проект «Ресурсный класс», так и про проект «Дружелюбная стоматология для детей с РАС», который проводит Детская стоматологическая поликлиника № 3.
По итогам встречи было решено посетить центры и познакомиться с проектами и с теми, кто их реализует.
Гостей познакомили с реализацией программы «Ранние возможности: повышение компетенций специалистов и развитие системы ранней диагностики и помощи детям с РАС» по направлению «Дружелюбные медицинские услуги для детей с РАС», которая включает в себя разработку и внедрение в практику государственных детских стоматологических поликлиник научно обоснованных подходов, позволяющих учитывать потребности и особенности детей с РАС при оказании медицинской помощи. Длительность адаптированного приема стоматолога составляет 45 минут – 1 час. За это время врач проводит консультацию, осмотр и, в зависимости от ситуации, необходимое лечение.
В ходе встречи с главным врачом поликлиники, главным внештатным детским специалистом Минздрава России в ПФО по специальности «Стоматология» Риммой Ганиевой представлена служба детской стоматологии и ортодонтии республики, школьная стоматология, в части модуля «Здоровая улыбка» образовательного проекта «Взлетай», проект «Спешите день начать с добра» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, передвижной стоматологический комплекс «Тулпар».
Следующим посещением стало знакомство с ресурсным классом в Центре образования № 40, который работает четыре года. В ресурсных классах учат детей заниматься самостоятельно. В штатное расписание школы были введены ставки дополнительных специалистов, ставки тьюторов для каждого ученика. Тьютор ребенка с ОВЗ — это серьезная работа, требующая многих знаний, физических и эмоциональных сил. Не каждый решится окунуться с головой в проблемы детей. Многие совсем не знают, а что, собственно, делает тьютор в школе. Приходится объяснять от и до, что это много самых разных обязанностей: быть педагогом и учить новым навыкам, быть защитником и адвокатом своего подопечного и осуществлять коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, быть внимательным, отзывчивым, уметь правильно реагировать на проблемное поведение, уметь вовремя распознать усталость, уметь вовремя подсказать и вовремя убрать подсказку, чтобы дать возможность ребенку быть самостоятельным, готовить пособия и адаптацию учебного материала и много другого. В сентябре 2021 г. при поддержке Управления образования г. Уфы в школе № 126 открыт еще один ресурсный класс.
Завершающим посещением стал сам Центр «Рассвет». На базе АНО создан родительский клуб для поддержки семей, воспитывающих детей с РАС, члены родительского клуба ведут активную социальную жизнь: ходят на бесплатные киносеансы, посещают экскурсии, становятся героями фотосессий. «РАССВЕТ» проводит информационный ликбез для специалистов. В частности, на семинарах для педагогов общеобразовательных школ, а также студентов БГПУ им. М. Акмуллы эксперты организации рассказывают о методах помощи детям с аутизмом и их социализации в школах и детских садах. АНО выпускает большой объём полиграфической продукции. Это буклеты, брошюры, плакаты, которые содержат информацию о первых признаках аутизма, рассказывают об особенностях общения с людьми с РАС, учат взаимодействию с ними, призывают к толерантности.