Ежегодно количество поступающих обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области увеличивается. В 2021 году в службу Уполномоченного поступило 1801 обращение (в 2020 – 1794 обращения).
Руководствуясь Законом Ивановской области от 24.06.2013 № 47-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской области» Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области (далее – Уполномоченный) рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций, содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ежегодно количество поступающих обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области увеличивается. В 2021 году в службу Уполномоченного поступило 1801 обращение (в 2020 – 1794 обращения).
Большинство обращений в 2021 году поступило устно по телефону (719), по электронной почте (383), устно (500) и письменно (199) во время личного приема Уполномоченного и сотрудников службы Уполномоченного. В 2021 году на личный прием к Уполномоченному обратились 662 гражданина, что на 31,1% больше, чем в 2020 году.
В 2021 году увеличилось количество обращений, поступивших по электронной почте (с 307 до 383), что на 24,8% больше, чем в 2020 году. По сравнению с 2020 годом на 37,7% увеличилось количество письменных обращений, поступивших в 2021 году в службу Уполномоченного.
По сравнению с прошлым годом на 46,1% увеличилось количество жалоб (с 87 до 127) и на 3,4% возросло количество обращений за оказанием содействия (с 498 до 515).
Основное количество обращений в службу Уполномоченного по-прежнему поступает от родителей (55%), иных родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди) – 14,5%, граждан, не являющихся родственниками несовершеннолетних (11,4%).
В 2021 году незначительно снизилось количество обращений, поступивших от многодетных родителей (со 120 до 114). Обращения многодетных семей касались вопросов назначения и порядка предоставления социальных выплат, образования, жилищных и имущественных вопросов и пр.
На протяжении нескольких лет подряд увеличивается количество поступающих обращений от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2021 году их количество составило 35 обращений, что на 34,6% больше, чем в 2020 году (26). Как правило, обращения касались предоставления жилья, а именно: включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставления временного жилья до подхода очереди по предоставлению жилого помещения, назначения и выплаты социальных стипендий и др. В 2021 году снизилось количество обращений, поступивших от выпускников детских домов и школ-интернатов (с 13 до 8), от самих несовершеннолетних (с 49 до 37) и от граждан, принявших детей на воспитание в семью (с 57 до 54).
Незначительно снизилось количество обращений иных родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди). Их количество составило 262 обращения. В основном бабушки, дедушки обращаются за защитой прав несовершеннолетних по жилищным вопросам, по вопросам образования, охраны здоровья, порядка общения с ребенком, пренебрежения потребностями ребенка законными представителями и др.
Более чем в два раза в 2021 году увеличилось поступление обращений от общественных организаций (с 15 до 37). Значительно увеличилось (с 1 до 10) количество поступивших к Уполномоченному обращений из правоохранительных органов. На 42,9% возросло количество обращений от сотрудников детских учреждений (с 21 до 30).
По всем поступившим письменным обращениям Уполномоченным заявителям направлены развернутые мотивированные письменные ответы, взяты в работу и (или) на контроль.
В 2021 году увеличилось количество обращений, касающихся права жить и воспитываться в семье (с 496 до 501). Так, на 32,4% увеличилось количество обращений по вопросам участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя (с 74 до 98). На 48,8 % возросли поступившие в службу Уполномоченного обращения по вопросам лишения (ограничения) родительских прав (с 43 до 64). На 66,7% увеличилось число обращений, касающихся установления опеки (попечительства). По сравнению с 2020 годом на 4,8% увеличилось количество обращений по вопросам определения места жительства ребенка (с 83 до 87). Стоит отметить, что значительно снизилось количество обращений, связанных с нахождением семьи в трудной жизненной ситуации (с 90 до 38).
На 19,8 % отмечен рост обращений в сфере охраны здоровья несовершеннолетних (с 101 до 121). В основном обращения касались вопросов качества медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, поиска клиники для прохождения лечения или реабилитации, врачей, назначения и (или) снятия инвалидности и др.
По-прежнему значительное количество обращений, поступающих в службу Уполномоченного, касаются жилищных вопросов, среди которых прекращение (признание) права собственности, улучшение жилищных условий, предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взыскание задолженности по коммунальным услугам, снос (аварийность), утрата жилья и пр. В 2021 году количество обращений данной тематики составило 211, что на 9,8% меньше, чем в 2020 году.
На 5,2% в 2021 году увеличилось количество обращений по вопросам социального обеспечения (с 194 до 204). В основном граждане обращались по вопросам назначения, оформления и выплаты детских пособий, пенсии по случаю потери кормильца. Поступали обращения, в том числе по телефону, за помощью и разъяснением законодательства по предоставлению льгот многодетным семьям (21) и семьям с детьми-инвалидами (18).
В 2021 году возросло количество обращений, касающихся права на труд (с 13 до 16), на занятие физической культурой и спортом (с 5 до 16), на доступ к информации и на информационную безопасность (с 2 до 9).
Незначительно снизилось количество обращений, касающихся права на жизнь, защиту от насилия (с 171 до 162). Так, с 14 до 1 снизилось количество обращений, касающихся жестокого обращения с ребенком, с 14 до 5 уменьшилось количество обращений по вопросу розыска несовершеннолетних, с 17 до 9 сократились поступившие обращения по семейному насилию. Но по-прежнему поступает много обращений о пренебрежении потребностями ребенка. В 2021 году количество обращений данной тематики увеличилось с 71 до 82, что на 15,5% больше, чем в 2020 году.
В 2021 году на 11,9% сократилось общее количество обращений по алиментным обязательствам (с 135 до 119), но более чем в два раза возросло количество обращений с жалобой на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя (с 22 до 57). Вместе с тем граждане обращались за содействием в решении вопросов взыскания задолженности по алиментам, порядка взыскания алиментов.
По сравнению с 2020 годом на 12,0% отмечено снижение обращений в сфере образования. Большая часть обращений касалась вопросов обжалования действий педагогов, администрации образовательных организаций (97), устройства (перевода) в образовательную организацию (53), дошкольное учреждение (32), жалобы на сотрудников (администрацию) дошкольных учреждений (32), конфликт между участниками образовательных отношений (30).
Таблица, которой представлена детальная расшифровка тематики обращений по категориям с указанием количества обращений в абсолютных числах и в процентном соотношении в сравнении с данными за 2020 год, размещена в Докладе «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и о соблюдении прав и законных интересов детей в 2021 году» (ссылка на документ здесь).
Как и прежде, работа с письменными и устными обращениями граждан, организация личного приема Уполномоченного в 2021 году осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ивановской области и была направлена на защиту прав, свобод и законных интересов детей.
В 2021 году увеличилось количество обращений, рассмотренных с положительным результатом (с 173 до 205), что на 15,6 больше, чем в 2020 году. По сравнению с 2020 годом практически в два раза увеличилось количество обращений, направленных на рассмотрение по компетенции (с 174 до 330). Кроме того, увеличилось количество граждан (с 14 до 32), которым была оказана помощь в подготовке документов в суд. По-прежнему основной категории обратившихся граждан была оказана консультативная помощь (1077).