Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области выступила на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации

15 апреля 2022 года

82

Парламентские слушания «О совершенствовании законодательного регулирования деятельности органов опеки и попечительства. Актуальные проблемы» состоялись 14 апреля 2022 года и были организованы Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Участники слушаний обсудили актуальные вопросы организации деятельности органов опеки и попечительства, объем их полномочий, причины возникновения системных проблем в этой сфере и возможные пути их законодательного решения.

Анна Юрьевна Кузнецова, заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации, обозначила направления совершенствования деятельности органов опеки и попечительства.

В своем выступлении заместитель Председателя Государственной Думы отметила, что, несмотря на некоторое снижение числа детей в сиротских учреждениях, их общая численность по‑прежнему остается значительной — более 35 тыс. человек. Примерно половина из них находятся в организациях для детей-сирот более двух лет. По итогам прошлого года на 8,5% увеличилось количество отмененных решений о передаче ребенка в семью. Среди причин — инициатива усыновителей и опекунов, а также ненадлежащее выполнение обязательств по воспитанию детей. Жалобы на деятельность органов опеки и попечительства регулярно поступают в Государственную Думу и общественные приемные «Единой России».

Заместитель Председателя Государственной Думы обозначила три направления совершенствования деятельности органов опеки: это система управления, кадровая политика и обратная связь.

На федеральном уровне до сих пор не определено единое ведомство, которое возьмет на себя вопросы защиты семьи и детства, подчеркнула Анна Кузнецова. Соответствующее поручение было дано главой государства.

«Президент обозначил вектор на крепкую семью России, но по факту сейчас ни один орган исполнительной власти не уполномочен решать эту задачу напрямую. А в совокупности функционал ведомств не дает целостного формата поддержки семей с детьми», - сказала она.

По итогам парламентских слушаний Анна Юрьевна Кузнецова предложила выйти с обращением в адрес Правительства России с просьбой не снимать вопрос с рассмотрения и определить единое ведомство.

Говоря о необходимости совершенствования обратной связи в сфере деятельности органов опеки и попечительства, Анна Юрьевна Кузнецова отметила: «регуляторная гильотина», которая была призвана снизить избыточную административную нагрузку, привела к уменьшению количества проверок органов опеки и сиротских учреждений со стороны Рособрнадзора и снижению контроля качества защиты детей.

«Мы подготовили письмо в Рособрнадзор с просьбой провести проверку деятельности органов опеки и попечительства в первую очередь на предмет защиты детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот. Это поможет понять, насколько соблюдаются права воспитанников. Более того, мы считаем важным просить Рособрнадзор о проведении проверок в части реализации воспитательных программ в сиротских учреждениях», - сообщила заместитель Председателя Государственной Думы.

Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская выступила с докладом, посвященном  вопросам правоприменительной практики при назначении опеки по заявлению родителей.

Говоря об актуальности проблемы, Татьяна Петровна Океанская сообщила, что в службу Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области в 2020 - 2021 годах поступали обращения родителей, которые в силу уважительных причин, например болезни или длительной командировки, не могли временно выполнять родительские обязанности, с жалобами на сложность и длительность назначения опекуна по заявлению родителей или так называемой «добровольной» опеки.

При обращении в органы опеки и попечительства заявители получали длинный список документов, которые необходимо собрать.

«Таким образом, даже в случае, когда «добровольную» опеку необходимо назначить в безотлагательном порядке, чтобы предотвратить помещение ребенка в учреждение социальной защиты, потенциальный кандидат в опекуны, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном, должен собрать пакет документов, состоящий, как минимум из 6 позиций (справку об отсутствии судимости, заключение о результатах медицинского освидетельствования, сведения о доходах и т.д.),  что требует длительного времени», - отметила Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области.

В результате большинство родителей идут по пути оформления нотариальных доверенностей, содержание которых сводится к тому, что родители позволяют родственникам, чаще всего бабушке или дедушке находиться с внуком (внучкой) и защищать его интересы. «Юридическая природа такой доверенности весьма спорна», - подчеркнула Татьяна Петровна Океанская.

Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области предложила дополнить Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» нормами об упрощенном порядке назначения опеки по заявлению родителей, а также уточнить полномочия временного опекуна, назначаемого по заявлению родителей, и определить порядок назначения «добровольной» опеки в ситуации, когда родители проживают отдельно.