13 октября уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области приняла участие в проведении мониторинга деятельности БУ ВО «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Делегация с участием сотрудника Департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России Бакулиной Е.Г., члена Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Битовой А.Л., исполнительного директора РБОО «Центр лечебной педагогики», экспертом по оказанию услуг для детей-инвалидов Фадиной А.К., уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области, представителей департамента социальной защиты, департамента здравоохраненияи, департамента образования, науки и молодежной политики, а также социально ориентированных некоммеречских организаций ознакомились с условиями содержания, воспитания и образования детей, соответствующие их здоровью и потребностям.
На момент посещения в учреждении находилось 145 воспитанников, из них 50 детей-сирот, 41 ребенок имеет родителей (законных представителей), 54 воспитанника старше 18 лет.
При изучении личных дел детей обратила особое внимание на обеспечение прав ребенка жить и воспитываться в семье.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено право родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей на временное устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях получения ребенком медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
Данное право законных представителей предусматривается в качестве крайней меры, когда отсутствуют или невозможны иные альтернативные способы оказания помощи законным представителям или возможность оказания услуг ребенку не в стационарной форме.
Поэтому первостепенной задачей уполномоченных органов, в том числе органов опеки и попечительства и иных органов и организаций, является создание условий для сохранения проживания ребенка в семье, предотвращения его временного помещения в организацию для детей-сирот.
Перед принятием решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот необходимо рассматривать иные способы по устранению причины, препятствующей выполнению законными представителями своих обязанностей с учетом доступной социальной инфраструктуры и возможностей для получения социальных, медицинских, образовательных и иных услуг, которые могут быть предоставлены семье для решения ее трудной жизненной ситуации.
Кроме того, должен быть рассмотрен вариант дневного или пятидневного пребывания ребенка в организации для детей-сирот.
Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей законных представителей в отношении этого ребенка. Они также должны заниматься его воспитанием и развитием, заботиться о здоровье, посещать ребенка, пока он находится в учреждении, принимать участие в его содержании.
По итогам мониторинга проведено рабочее совещание, на котором обсуждалось вопросы реализации Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей. оставшихся без попечения родителей».
В свою очередь уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области обратилась к курирующему заместителю председателя правительства Воронежской области со следующими предложениями:
-рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства, создать межведомственную группу для рассмотрения обращений законных представителей о временном помещении детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-предусмотреть в Соглашении между родителями, усыновителями, либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнение законными представителями ребенка родительских обязанностей в отношении своих детей, в том числе количество и периодичность посещений, а также ответственность за невыполнение условий Соглашения;
-предусмотреть в качестве условий Соглашения проведение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних профилактической работы с законными представителями с разъяснением необходимости принятия ими мер по защите прав и законных интересов ребенка, а также возможных последствий в случае уклонения от исполнения обязанностей либо злоупотреблений своими обязанностями;
-провести мониторинг обоснованности и длительности помещения родительских детей по трехстороннему Соглашению в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью принятия мер по возвращению их в кровную семью.