Накануне состоялось заседание итоговой коллегии Департамента образования Ивановской области, где были подведены итоги работы ведомства в 2018 году и обозначены приоритетные задачи работы региональной системы образования на 2019 год.
Накануне состоялось заседание итоговой коллегии Департамента образования Ивановской области, где были подведены итоги работы ведомства в 2018 году и обозначены приоритетные задачи работы региональной системы образования на 2019 год.
На заседании со специальным докладом выступила Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская. Детский омбудсмен акцентировала внимание участников на актуальных проблемах в сфере образования в нашем регионе, а также на механизмах взаимодействия службы Уполномоченного и органами власти в сфере образования при защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов ребенка.
Службой Уполномоченного применяются следующие механизмы межведомственного взаимодействия:
- ежегодный комплексный мониторинг деятельности областных государственных общеобразовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- координация работы института уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях, методическая поддержка (проведение ежегодных курсов повышения квалификации);
- проведение ряда семинаров, в том числе вебинаров для уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях, классных руководителей, педагогов, воспитателей и психологов;
- организация семинара-практикума для родителей «Родительский февраль» и совместно с благотворительным фондом «Повышенная потребность» реализация проекта «Школа родителей» для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогов, работающих с такими детьми;
- организация деятельности Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской области.
Однако главной для детского омбудсмена является работа с обращениями граждан. Всего за 2018 год в службу Уполномоченного поступило 1762 обращения: на сферу образования приходится 21% (365 обращений).
Граждане обращаются в службу Уполномоченного по поводу:
- создания условий для получения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
- вопросов материально-технического состояния зданий;
- работы медицинских кабинетов;
- организация образовательного процесса в дошкольном учреждении в ситуации иммунизации;
- подвоза обучающихся (алгоритм действий водителя и сопровождающих лиц в случае поломки транспортного средства во время движения по маршруту; жалобы на некорректное поведение водителей школьных автобусов и т.п.).
В своем выступлении Татьяна Петровна Океанская сделана акцент на теме травли (буллинга) в школьных коллективах, которая по-прежнему остается актуальной. «Не надо быть психологом или педагогом, чтобы понять: освоение материала, обучение в состоянии стресса невозможно, потому что организм все свои силы тратит на выживание и прекращение угрозы», - подчеркнула детский омбудсмен.
Опыт травли не проходит бесследно ни для детей-жертв, ни для детей-участников (зачинщиков), ни для детей-свидетелей. Травля – не проблема конкретного человека, а проблема всего коллектива (класса). Чтобы остановить буллинг необходимо участие взрослых (классных руководителей, педагогов), дети, даже старшеклассники, самостоятельно с травлей справиться не смогут.
Психологическая безопасность учащихся важна не менее физической. Важно профилактировать случаи школьной травли, учить педагогов тому, как действовать в ситуации буллинга, чтобы пресечь издевательства на корню.