В Тверской области начата активная работа с детьми-инофонами
9 февраля в Тверском областном институте усовершенствования учителей (ТОИУУ) по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Твесркой области прошло совещание на тему «Проблемы социальной адаптации и реализации образовательных потребностей детей, имеющих социо-культурный и языковой барьеры».
В совещании приняти участие и.о.ректора Тверского государственного университета С.Н.Смирнов, начальник отдела общего образования Министерства образования Тверской области О.Б.Комарова, руководитель Тверского областного института усовершенствования учителей О.А.Потапова, заместитель начальника управления образования администрации г.Тверь В.Г.Моргось, а также руководители и специалисты органов управления образованием муниципальных образований Тверской области (в формате видеоконференции).
Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина отметила важность и актуальность темы: миграционный приток в наш регион стабилен. Порой в детские образовательные организации поступают дети с минимальным или нулевым знанием русского языка, что влечет за собой как сложности в освоении образовательной программы, так и проблемы в коммуникациях со сверстниками, стремление создать локальные этнические группы. Обучение русскому языку для таких ребят должно быть проативным, доступным, системным. Как и изучение русской культуры, традиций и обычаев, воспитания уважения к ним. При этом не следует забывать и про родителей таких детей, они также должны быть вовлечены в русскоязычный культурный социум.
По сведениям Министерства образования Тверской области, в регионе насчитывается свыше двух тысяч детей, для которых русский язык не является родным. При этом половина из них проживают и обучаются в областном центре. В среднем по области таких детей всего 1-2%, однако в некоторых случаях число инофонов в образовательной организации доходит до 10%, что, безусловно, отрицательно сказывается на уровне знаний всех учащихся. В связи с чем в марте 2023 года в ТОИУУ будут организованы курсы переподготовки для учителей русского языка для преподавания школьникам русского как иностранного, заявки уже принимаются. Кроме того, Министерством образования определены муниципалитеты с наибольшей численностью детей-инофонов, в которых будет опробироваться новая практика дополнительных курсов русского языка для детей, прибывших в Россию из-за рубежа.
Лариса Мосолыгина отметила острую потребность в нормативном закреплении такой практики, определении финасирования, а также в разработке экспресс-курсов русского языка для детей, позволяющих в короткий срок освоить его минимум для элементарной комммуникации и социальной адаптации. По итогам совещания намечены первоочередные задачи, в том числе - обобщение успешной практики на уровне региона.