Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Продолжается работа по развитию служб медиации (примирения) в образовательных учреждениях города Новосибирска

6 марта 2023 года

117

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Медиация проводилась по вопросу конфликта между педагогом и учеником, который был успешно разрешен. Первая служба медиации в Новосибирске появилась в 2010 году на базе одной из школ, сейчас действуют в 108 школах, но недостаточно эффективно.

На площадке МАОУ «Новосибирского городского педагогического лицея имени А.С. Пушкина» состоялась установочная сессия проекта «Развитие служб медиации (примирения) в муниципальной системе образования города Новосибирска». Организатором мероприятия выступила Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области совместно с департаментом образования мэрии города Новосибирска и Городским центром образования и здоровья «Магистр».

Кроме того, в сессии приняли участие руководители образовательных учреждений, которые являются участниками данного проекта, руководители МАУ ДПО «НИСО», МАУДО ДТД УМ «Юниор», Городского центра образования и здоровья «Магистр», декан факультета психологии ФГБОУ ВО «НГПУ», медиаторы-практики, руководители, кураторы школьных служб медиации, дети-волонтеры.

В ходе мероприятия обсудили основные направления работы школьных служб медиации (примирения), рассмотрели первые результаты и перспективы реализации проекта «Развитие служб медиации (примирения) в муниципальной системе образования города Новосибирска», представлены возможности для обучения педагогов и детей- волонтеров-участников проекта.

Целью проекта является формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений путем развития служб медиации (примирения) в муниципальной системе образования города Новосибирска.

Детский омбудсмен отмечает: «За последние два года фиксируется рост обращений граждан по конфликтным ситуациям в образовательных учреждениях, к решению которых уже были привлечены органы власти и СМИ. Конфликты были затянувшимися, некоторые из них тянулись до полугода. Именно эта ситуация и послужила созданию в городе Новосибирске проекта сети служб медиации (примирения)».

За прошлый 2022 год в городе Новосибирске была создана региональная модель сети служб примирения (медиации), разработан план внедрения проекта в образовательные учреждения города Новосибирска, разработана «дорожная карта» по внедрению проекта при помощи специалистов ГЦОиЗ «Магистр». В начале 2023 года был дан старт реализации проекта, созданы нормативные документы, отобраны школы, на базе которых начнет осуществляться внедрение проекта: в основном, в школах-новостройках, где ещё не сложился педагогический и ученический коллектив. Сейчас участие в проекте предложено 208 руководителям школ, которое предполагает добровольное согласие.

Основными задачами проекта по развитию служб медиации являются:

- создание условий для увеличения количества эффективно действующих служб медиации (примирения) в муниципальной системе образования;

- организация консультативно-методического сопровождения образовательных учреждений в создании служб медиации (примирения);

- повышение компетентности руководителей, специалистов, родителей в вопросах организации деятельности служб медиации (примирения);

- проведение обучения школьников навыкам эффективного поведения в конфликте с целью его разрешения;

- совершенствование методической работы со службами медиации (примирения) образовательных организаций.

Одно из нововведений в работе по организации развития служб медиации – создание Городской службы медиации (примирения), которая будет действовать не только как «мобильная бригада», осуществляющая выезды в образовательные учреждения для оценки ситуации и определения стратегии разрешения конфликтов, но и обеспечит методическое сопровождение процесса создания и развития школьных служб медиации (примирения), повышения профессиональной компетентности специалистов образовательных учреждений.

В качестве базовых площадок для апробации проекта определено 13 образовательных учреждений (МАОУ СОШ №№ 212, 213, 214 им. Е. П. Глинки, 215 им. Д. А. Бакурова, 216, 217, 218, 219, 220; МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина; МБОУ СОШ №№ 40, 179; МБОУ Гимназия № 9), в качестве ресурсной площадки - одна образовательная организация (МБОУ СОШ № 69).

По мнению экспертов, функционирование служб медиации (примирения) в образовательной организации позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

- повысить квалификацию работников образовательной организации в вопросах обеспечения защиты прав и интересов детей;

 - обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

«Важно, чтобы служба медиации была незаметно внедрена в образовательное учреждение, как часть воспитательного процесса, как совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Включенность родителей важна для развития у детей способности к прощению, принятию друг друга. В случае привлечения школьной службы примирения к рассмотрению конфликтов между педагогом и учеником обязательно участие взрослого медиатора, но также может проводиться ко-медиация взрослым и учеником. Такое «детское представительство» позволяет повысить авторитет службы и доверие со стороны школьников», - подчеркнула Надежда Болтенко.