Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области проведен опрос «Досуг подростков»

31 марта 2023 года

189

В январе 2023 года Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области проведен опрос «Досуг подростков», в котором принял участие 3801 подросток Ивановской области. Опрос проводился среди несовершеннолетних жителей региона при непосредственной помощи членов Детского общественного совета.

В январе 2023 года Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области проведен опрос «Досуг подростков», в котором принял участие 3801 подросток Ивановской области. Опрос проводился среди несовершеннолетних жителей региона при непосредственной помощи членов Детского общественного совета.

Ниже представлены результаты проведенного опроса «Досуг подростков».

В анкетировании приняли участие дети из 27 муниципальных образований региона. Преобладающее большинство – жители городского округа Иванова, Фурмановского и Ивановского муниципальных районов.

На вопросы отвечали подростки 10 лет и старше. Наиболее активное участие в опросе приняли несовершеннолетние 11-16 лет. Свыше 50% респондентов – ученики 7-9 классов, 13,3% - ученики 6 классов, 14,3% - ученики 5 классов, больше 15% - ученики 10-11 классов.

 

 

Существенная часть жизни ребенка до 18 лет проходит в образовательной организации. Время, проведенное в школе, по своему содержанию различается: учебная деятельность и внеклассная работа.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что более 65% опрошенных проводят в школе 6-7 часов, т.е. больше четверти суток, у 18,7% подростков время, проведенное в школе, ограничивается 5 часами, чуть больше 4% детей находятся в школе менее 4 часов. Отдельно стоит отметить, что у 9,3% ребят учебное время превышает 8 часов в день, что является существенной нагрузкой.

 

Одной из причин перегрузки обучающихся в образовательной организации является большой объем домашнего задания. В настоящее время учащиеся подвержены колоссальной нагрузке в школе.

Проанализировав ответы участников анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть респондентов (62,2%) в состоянии потратить на выполнение домашнего задания 2-3 часа в день. Часть ребят тратит на учебную подготовку 1 час (14,7%) и 4 часа (12,8%).

Результаты опроса также показали, что 2,4% опрошенных полностью отказываются от выполнения домашней работы, в то время как 7,9% подростков тратят на подготовку 5 часов и более. Обе ситуации не являются благоприятными для обучающихся, так как в первом случае ученики не усваивают школьную программу, а во втором подвержены сильному переутомлению.

 

Секции и кружки помогают детям выйти за рамки обычной школьной программы, узнать больше, раскрыть свои таланты, развивать интеллект и эрудицию, то есть всесторонне обогащаться. Важной особенностью кружков и секций является социальное взаимодействие. У подростков появляется дополнительная возможность научиться общению со сверстниками. Причем коллектив детей в данном случае обладают схожими интересами, что создает благоприятную атмосферу увлеченных любимым делом людей.

В ходе исследования выяснилось, что больше половины опрошенных (58,6%) посещают секции и кружки, что, безусловно, является положительным фактором, так как во время внеклассных занятий у детей эффективнее формируются важные для дальнейшей жизни навыки: самостоятельность, ответственность, трудолюбие, позитивное отношение к жизни и дисциплинированность.

 

Больше 30% респондентов посещают секции и кружки 2-3 раза в неделю, 9% - 4 раза в неделю, 6% - 1 раз в неделю. Отдельно стоит отметить, что свыше 12% опрошенных 5-7 раз в неделю посещают дополнительные занятия, что является показателем серьезной заинтересованности ребят.

 

В среднем посещение секций и кружков у более половины опрошенных (52,5%) занимает 1-3 часа в день, 4 часа в день на дополнительные занятия выделяют 3,7% подростков, 5 и более часов – 2,8%.

 

Свободное время (время досуга) является одним из важных средств формирования личности подростков. Оно существенно влияет на эффективность трудовой деятельности. В условиях свободного времени происходят восстановительные процессы, которые помогают снять негативные физические и психические нагрузки.

В ходе исследования выяснилось, что у 50% опрошенных остается 3-5 часов свободного времени от учебных занятий, выполнения домашнего задания, посещения кружков и секций в день. Среди респондентов 25,4% детей выделяют на отдых свыше 6 часов. Также стоит отметить, что 19% подростков имеют 1-2 часа свободного времени, у 5,6% совсем нет времени на отдых.

 

Через формы организации досуга легче понять ценности молодежи, ее культурный уровень.

Опрос показал, что преобладающее большинство респондентов проводит свое свободное время, просматривая видео на Ютубе (58,1%), листая ленту в социальных сетях (53,8%) и играя в видеоигры (46,4%), таким образом, компьютер и Интернет остаются важным средством в организации досуговой деятельности подростков.

Также большое количество детей отметило, что в свободное время они предпочитают спать (49,8%), читать книги, комиксы и мангу (31,8%), заниматься спортом (22,6%) и гулять, в том числе по торговым центрам (22,3%).

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике является коллективно-групповым.

Анализ ответов участников показал, что преобладающее большинство подростков проводит свой досуг со знакомыми и друзьями (71,6%) и в кругу семьи (61,7%). Также 29% респондентов организуют свой досуг с одноклассниками, а 4,1% подростков предпочитают проводить свободное время в одиночестве.

На вопрос «Какие в вашем городе (селе, деревне) есть пространства, где подростки могут проводить свободное время?» большинство респондентов ответили: детские и спортивные площадки, торговые центры, кинотеатры и театры, парки и кафе.

Также подростки отметили, что видят современные пространства для проведения досуга, включающие в себя арт-пространства, скейт-парки, баскетбольные и волейбольные площадки, компьютерные клубы, досуговые центры, фотозоны и места с возможностью общаться и играть в настольные игры.