Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является одним из важнейших условий реализации принципов социальной политики.

В течение 2022 - 2023 гг. Уполномоченным по правам ребенка проводился мониторинг летнего отдыха детей в регионе, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является одним из важнейших условий реализации принципов социальной политики.

В течение 2022 - 2023 гг. Уполномоченным по правам ребенка проводился мониторинг летнего отдыха детей в регионе, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Отдых воспитанников интернатных учреждений

Летом 2022 года Уполномоченным и сотрудниками его аппарата совместно с министерством образования Рязанской области проведен мониторинг организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школах-интернатах. По итогам был выявлен ряд недостатков, требующих выработки комплексных решений. Так, воспитанники интернатных учреждений проводили лето только в двух лагерях практически в полном составе интернатов со своими воспитателями. Как правило, ребятам предлагалась одна и та же программа мероприятий на смену, культурно-массовые мероприятия проводились посредственно. При этом дети допускали систематические нарушения правил пребывания в лагерях. В частности, в ходе летней кампании 2022 года зафиксировано 9 самовольных уходов воспитанников, за грубые нарушения правил пребывания отчислены из лагерей 11 человек.

Уполномоченным было инициировано проведение совещания со специалистами регионального министерства образования, где предложен новый подход к организации летнего отдыха воспитанников интернатных учреждений. Новая концепция принята в работу. В текущем году указанная категория детей направлена на летний отдых в 7 лагерей области, в том числе частных (152 ребенка отдыхали в 4 смены в лагерях «Солнечный», «Радуга», «Лучезарный», «Ласточка», «Чайка», «Прометей», «Озерный»), а также в лагере актива старшеклассников «Рубин».

Применялись разные практики проживания детей в лагерях: одним отрядом, состоящим только из воспитанников школы-интерната, либо распределение детей по разным отрядам по возрастам. Ребятам были предложены разнообразные мероприятия и виды активности. Важно отметить, что этот подход позволил значительно сократить количество нарушений со стороны воспитанников. По итогам летнего отдыха зафиксирован всего один самовольный уход из лагеря. Кроме того, это способствует успешной социализации, образованию, и, в конечном итоге, гармонизации личности ребенка.

Проведено анонимное анкетирование вожатского состава (таблица 1, таблица 2) и детей-сирот из интернатных учреждений, отдыхавших в рязанских лагерях (таблица 3).

Опрошены 86 вожатых, работавших с указанной категорией детей. Выявлены следующие трудности:

  • вожатые оказываются не всегда готовы к поведенческим реакциям и проявлениям детей, не всегда знают, каким образом себя вести и выстраивать педагогическую работу;
  • одной из сложностей вожатые заявляют отсутствие мотивации детей из этих групп к участию в событиях лагеря, из-за чего с трудом удается реализовать ключевую идею – интеграцию детей;
  • возникают трудности с родителями других детей, не поддерживающих идею совместного отдыха;
  • в моменты выезда в лагерь воспитателей вместе с детьми из учреждения возникают сложности сотрудничества и взаимодействия отряда с вожатым, ролевое распределение не очевидно и становится причиной конфликтов;
  • вожатые в основной массе (66%) имеют незначительный опыт работы с «интернатными» детьми и хотели бы получить дополнительную подготовку.

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

Принявшие участие в анкетировании 55 воспитанников Солотчинской и Рыбновской школ-интернатов указали, что в целом летний отдых в лагере в этом сезоне был для них лучше, чем в предыдущем. Так ответили 67 % опрошенных, что свидетельствует о положительном эффекте нового подхода к их отдыху. В ходе летней кампании 2023 года самовольные уходы воспитанников практически ликвидированы, грубые нарушения правил пребывания детьми не зафиксированы.

 

Таблица 3

 

 

 

 

Таким образом, выбранный формат летнего отдыха указанной категории детей показал свою эффективность, именно поэтому необходимо его развивать и совершенствовать. При этом важным аспектом организации процесса летнего оздоровительного отдыха детей должны стать высокий уровень социализации, освоения новых навыков поведения и общения детей.

Результаты исследования, анализ, рекомендации по итогам летней кампании Уполномоченным направлены министерству образования области для применения в дальнейшей практике.

Также Уполномоченным направлены письма в адрес и.о. ректора Рязанского государственного Университета имени С.А. Есенина и председателя комитета по делам молодежи региона с рекомендациями о внесении необходимых изменений в программы подготовки вожатского состава, задействованного в организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Неорганизованный летний отдых детей

Неорганизованный отдых детей, как постоянно проживающих на территории региона, так и приезжающих на каникулы из других субъектов РФ, несет в себе опасность для их здоровья, а порой и жизни. За летний период в Рязанской области травмировано более сотни детей школьного возраста (бытовые травмы, драки, ДТП и др.).

Аппаратом Уполномоченного изучен опыт организации летнего отдыха для такой категории детей (так называемые «разновозрастные отряды») в ряде регионов: Костромской, Нижегородской, Иркутской, Ярославской областях, Пермском крае.

Разновозрастные отряды (далее – РВО) – это созданный при содействии работников образовательных организаций, организаций дополнительного образования, учреждений в сфере культуры, спорта, социальной защиты населения, молодежной политики и общественных организаций временный детский коллектив для проведения досуга детей и подростков по месту жительства. Общее руководство и организацию деятельности РВО по месту жительства на территории сельских, городских поселений муниципальных образований области предлагается осуществлять администрациям муниципальных районов (городских округов) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», методическое сопровождение – на профильное министерство.  

Таким образом, Уполномоченным предлагается к внедрению на территории Рязанской области положительная практика указанных регионов по проведению системного досуга детей по месту проживания.

 

Инклюзивный отдых

В июле 2023 года приняты изменения в Федеральные законы от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», направленные на обеспечение инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в детских лагерях по ежегодной квоте. Согласно изменениям,  равный доступ к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается, в том числе посредством ежегодного установления высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность в отдыхе и оздоровлении данной категории детей. В настоящее время в Рязанской области данное направление не проработано, в связи с чем возможно проявление социальной напряжённости со стороны родителей таких детей.

Предлагается в межведомственном взаимодействии рассмотреть вопрос о формирования в регионе инклюзивных смен для несовершеннолетних с ОВЗ и инвалидностью.

Успешная реализация программ отдыха и оздоровления детей возможна только при взаимодействии, профессиональном сотрудничестве и координации деятельности всех ответственных учреждений, ведомств и служб (медицинской, образовательной, социальной, психологической и др.).