Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Перспективы наверстывающего обучения рассмотрели на круглом столе

5 февраля 2024 года

1462

Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка инициировал проведение круглого стола «Наверстывающее обучение: вызовы, решения и перспективы». Участие в обсуждении приняли представители федеральных министерств и ведомств по линии образования, члены научного сообщества, а также организаторы государственных и негосударственных образовательных проектов. 

Цель мероприятия – открытый диалог и обмен опытом в решении на федеральном уровне проблем и сложностей в обучении детей с опытом сиротства и несовершеннолетних, относящихся к другим уязвимым социальным группам.

Актуальность круглого стола обозначил руководитель аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Алексей Газарян. «Об этой теме нужно начинать говорить. Первые сигналы, которые мы получили о потребности в таком разговоре, были связаны с результатами нашего исследования “Подростки 360”, которое мы провели с СПбГУ. Оно касалось подростков, родителей и преподавателей. По итогам опроса 40 тыс. педагогов, только в 3 % образовательных учреждений имеются программы так называемого наверстывающего образования», – сообщил он. 

По словам Алексея Газаряна, в ряде жизненных ситуаций детям требуется период восстановления в образовательном процессе. «Во-первых, это институциональное размещение. У нас все еще остаются дети, которые проживают в стационарах – это учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационные центры. Во-вторых, дети, в чьих жизнях происходят кризисные и травмирующие события, что влияет на сферу обучения. Госпитализация также приводит к потере образовательного ритма. Ситуации миграции, беженства, вынужденного переселения, смена учебных заведений, переезд – в них дети также нуждаются в наверстывании образовательной программы», – отметил он.

Ежегодно проводятся различные исследования по оценке качества образования в российских школах. Заместитель директора Федерального института оценки качества образования Татьяна Демидова поделилась с участниками круглого стола результатами исследования воспитательного потенциала. «Мы увидели очень тесную взаимосвязь между ценностными ориентациями, которые существуют у детей и взрослых, школьным климатом – тем, насколько безопасно чувствуют себя дети в школе, и успеваемостью. Эти установки напрямую влияют на мотивацию детей к учебе. Мы проанализировали неуспешность ребят, отследили связь между отметкой “два” и ценностью безопасности. Мы увидели, что те ребята, которые не успешны в учебе, показывают не очень хорошие результаты в ценности безопасности», – рассказала эксперт. 

Также Татьяна Демидова отметила, что в небольших населенных пунктах уровень поддержки ценностей родного края, государства гораздо выше. Есть и другие взаимосвязи, например, на селе дети в большей степени поддерживают традиционные семейные ценности.

При обнаружении у ребенка умственных, психических, физических или поведенческих проблем необходимо понять, нужны ли ему особые образовательные условия. Для этого к диагностике должна подключиться психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).  Заместитель директора Федерального ресурсного центра психолого-медико-педагогических комиссий Екатерина Безуглова сообщила, что родители недостаточно осведомлены о том, что такое ПМПК. «Считают, что это инстанция, которая выносит какой-то вердикт. ПМПК – это про ребенка. Специалисты комиссии создают все условия, чтобы ребенок в образовательной организации чувствовал себя комфортно и мог получить качественное образование. Наибольшее число детей, которые нуждаются в специальных образовательных условиях – это дети с нарушениями речи, дети с задержкой психического развития», – сказала она.

В круглом столе приняли участие члены научного сообщества. Директор центра общего образования им. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий обратил внимание на важность исследовательской поддержки наверстывающих процессов в образовании. «Мы сформировали банк лучших практик школ, муниципальных проектов и программ, которые позволяют нивелировать школьную неуспешность, решать проблемы детей с трудностями в обучении. Отбор этих практик строится в большей степени на доказательном подходе. Сегодня важно вооружить педагогов не только призывами к работе с детьми с трудностями в обучении, но знанием о механизмах проявления возникновения трудностей в обучении у разных категорий детей. Здесь важны серьезные исследования», – уточнил Сергей Косарецкий.

Кроме того, он предложил обратить внимание на необходимость доработки федерального законодательства. По мнению эксперта, необходимо на уровне закона ввести отдельную категорию детей с особыми образовательными потребностями. Это позволит расширить практики наверстывающего обучения и других инструментов поддержки.

Профессор кафедры индивидуальной групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Виктор Зарецкий представил технологию «Шахматы для общего развития». «Говоря о неуспеваемости и проблеме наверстывающего образования, я выделяю одним из эпицентров отставание в начальной школе в способности действовать в уме. Шахматы – идеальный предмет для развития способностей действовать в уме. В качестве технологической научной основы мы взяли рефлексивно-деятельностный подход, суть которого заключается в том, что ребенок становится субъектом преодоления своих учебных трудностей, а учитель – помощник в этом процессе. Учителя начальной школы сначала преподавали шахматы, создавая на каждом уроке условия, при которых ребенок попадает в проблемную ситуацию, а затем перенесли этот опыт на другие предметы», – рассказал Виктор Зарецкий. 

Благотворительный фонд «Большая перемена» уже более 20 лет помогает детям-сиротам в получении образования. По словам исполнительного директора фонда Ирины Рязановой, проблема сирот в образовании не очевидна, но она все же есть. «У этих ребят есть опыт проживания в неблагополучной ситуации. Соответственно, у них начинают накапливаться проблемы в образовании. Потеря значимого взрослого – сильнейшая травма, которая не проявлена внешним образом, но она очень сложно преодолима. И очень часто возникает недоверие к учителям, а если нет доверия, контакта и диалога, то получение образования невозможно», – сообщила руководитель фонда.  

Благотворительным фондом разработаны собственные методики и технологии, которые позволяют детям-сиротам успешно интегрироваться в общество, поступить в вузы и колледжи. Ввиду этого фонд имеет существенное преимущество перед массовым общим образованием, отметила Ирина Рязанова. «Во-первых, в допобразовании нет жесткого стандарта, нет нормативных сроков и можно двигаться в темпе ребенка, а также можно создать условия для его социокультурной реабилитации», – отметила она.

Во второй части круглого стола кандидат педагогических наук Максим Аникеев провел фасилитацию по обмену лучшими практиками в области наверстывающего образования. Эксперты поделились особенностями своих проектов. 

Все полученные предложения и практики будут проанализированы для дальнейшей работы аппарата Уполномоченного.