Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства охватила всю страну. Мария Львова-Белова представила их итоги Президенту.
В мае 2025 года завершилась Всероссийская инспекция системы профилактики социального сиротства, которую институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка в течение года проводил по поручению главы государства.
Всесторонний аудит проходил при активном содействии Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, профильных ведомств, губернаторов, полномочных представителей в федеральных округах, региональных команд, Прокуратуры, НКО и социально ответственного бизнеса.
Как работала инспекция:
- Была сформирована команда специалистов инспекции, а также назначены окружные координаторы.
- Инспекция побывала в каждом субъекте – команда посетила около полутора тысяч учреждений и организаций, среди которых дома ребенка, социально-реабилитационные центры, дома-интернаты, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. Проанализировано 7000 личных дел детей, 3200 взято в работу.
- Провели кабинетный анализ статистических данных, запрошенных из регионов.
- Каждый регион получил рекомендации. Специалисты продолжают консультировать субъекты, по итогам проходят ВКС.
- Федеральный Уполномоченный лично встречалась с губернаторами, проводила большие межведомственные совещания, где обсуждались конкретные шаги для необходимых изменений.
- В каждом регионе прошли личные приемы граждан, а также интервью с родителями в кризисе, детьми, специалистами.
- К инспекции подключали исследователей, социологов, экспертов научного сообщества.
- При содействии полномочных представителей Президента состоялось 8 окружных форумов для специалистов системы профилактики по вопросу социального сиротства и внедрению семейно ориентированного подхода. Также велась широкая информационная и просветительская работа.
В ходе инспекции выделены основные системные проблемы:
- Отсутствие единого координирующего центра принятия решений на федеральном уровне в сфере профилактики социального сиротства приводит к разбалансированности системы и достижению лишь частичных результатов в отдельных сферах – образования, здравоохранения и социальной защиты.
- Наличие карательно-обвинительного подхода во взаимодействии с родителями, оказавшимися в ТЖС или СОП, приводит к низкому уровню доверия граждан органам системы профилактики и к несвоевременному выявлению кризиса в семьях.
- Основные методы работы с семьей в кризисе – профилактическая беседа и привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
- Непонимание негативных последствий разлучения детей с родителями, а также недостаточное развитие нестационарных форм помощи семьям с детьми без разлучения, практик кризисных стационаров совместного пребывания и своевременной реабилитации родителей с зависимостями не дают в ряде случаев сохранить семейное окружение для ребенка.
- Стационароцентричность экономической модели учреждений для несовершеннолетних не ориентирует систему профилактики на результативную работу по сохранению детей в семье и не позволяет перераспределять имеющиеся ресурсы в направлении семьесбережения.
- Пробел нормативного правового регулирования и отсутствие закрепленного понятия «профилактика социального сиротства», консолидированных статистических данных, комплексных показателей не позволяют проводить полноценный анализ результативности осуществляемой работы.
- Нехватка необходимых компетенций, в том числе правовых, и мотивации у специалистов субъектов системы профилактики социального сиротства.
- Недостаточно развитая система предоставления социальных услуг семьям с детьми в форме полустационара и на дому (без их разлучения).
- Наличие негативного информационного фона деятельности органов системы профилактики приводит к тому, что семьи избегают обращения за помощью из-за страха отобрания детей.
- Недостатки межведомственного взаимодействия на региональном уровне приводят к разрозненности действий субъектов профилактики, недостижению системного положительного результата.
- Низкий уровень вовлеченности НКО и социально ответственного бизнеса в государственную систему помощи семьям не способствует оперативному ресурсному обеспечению профилактической деятельности, усилению работы социальных служб и созданию дополнительных сценариев выхода семей с детьми из кризиса.
- Недостаточность научных исследований, касающихся обстоятельств и причин попадания семьи в кризисную ситуацию, отсутствие долгосрочных мониторингов в отношении семей, преодолевших кризис, фрагментарность данных о таких семьях и детях влияют на неблагоприятный исход принимаемых решений, связанных с обеспечением права ребенка жить и воспитываться в семье, и требуют формирования доказательной базы по проблемам профилактики социального сиротства и помощи семьям.
Результаты:
На момент старта Всероссийской инспекции, на 1 июля 2024 года, в учреждениях всех типов проживали чуть более 60 тысяч детей. На 1 апреля 2025 года число детей, одномоментно проживающих в учреждениях, сократилось до менее чем 54 тысяч (53951). В это число входят как дети со статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и без него.
Всего благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации более 7000 детей получили семейное окружение, непосредственно в период ВИСП – более 5000 детей. Важно, что семьи продолжают сопровождать на местах, поддерживают.
Доклад по итогам инспекции
По итогам Всероссийской инспекции Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова представила подробный доклад главе государства Владимиру Путину. Он включает анализ ключевых вопросов системы профилактики социального сиротства, на основе как кабинетной работы со статистикой, так и инспекций в регионах: нормативного правового регулирования на всех уровнях, управленческих моделей, учреждений для несовершеннолетних, финансирования, кадровой обеспеченности субъектов, деятельности НКО, а также предложения по дальнейшей работе и рекомендации для изменений.
Также Президенту был представлен рейтинг субъектов Российской Федерации по оценке ситуации с социальным сиротством, который был сформирован во взаимодействии с ЦЭМИ РАН на основе данных, полученных в ходе инспекции.
Учитывались пять основных показателей:
- процент детей, воспитывающихся в родных семьях, в составе детского населения;
- процент детей, воспитывающихся в условиях стационаров всех типов (без родителей), в составе детского населения;
- процент детей, проживающих в стационарах с количеством коек до 50 мест, среди всех детей, проживающих в стационарах;
- процент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составе детского населения;
- процент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи.
По итогам рейтингования определен топ-20 субъектов РФ с наиболее благоприятной ситуацией, отражающей высокий уровень развития системы профилактики социального сиротства:
- Республика Ингушетия
- г. Севастополь
- Республика Дагестан
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
- Чеченская Республика
- Республика Калмыкия
- Краснодарский край
- Республика Адыгея (Адыгея)
- Чувашская Республика – Чувашия
- Карачаево-Черкесская Республика
- Ростовская область
- Московская область
- Белгородская область
- Республика Северная Осетия – Алания
- Ставропольский край
- Республика Татарстан (Татарстан)
- Республика Башкортостан
- г. Москва
- Кабардино-Балкарская Республика
- Республика Мордовия
Всероссийская служба помощи семьям
На встрече по итогам инспекции глава государства поддержал предложение Марии Львовой-Беловой о создании Всероссийской службы помощи семьям, которая станет ресурсно-методическим центром изменений. Служба будет учреждена управлением делами Президента, координировать работу будет институт уполномоченных.
Задача – продолжить выстраивать комплексную систему помощи семьям с детьми по преодолению трудных жизненных обстоятельств, распространять лучшие семьесберегающие практики по профилактике социального сиротства, обучать кадры и сопровождать внедрение новых подходов.
Есть вопросы или предложения?
Напишите нам на электронную почту: obr@deti.gov.ru